Смекни!
smekni.com

Общая психология Гамезо М В (стр. 24 из 68)

Диагностические

В большинстве своем диагностика развития речи осуществляет­ся в детском возрасте при обучении, выявлении патологии развития или в клинической психологии для диагноза нарушений психичес­ких функций при травмах и различных заболеваниях.

В психологии существуют различные методы и отдельные мето­дики для изучения речи.

Определяются в основном: понимание речи, запаса слов, владение звуковой стороной речи, связность речи, связь с мышлением и т.д.

В качестве заданий используются беседа, рассказ по картинке, пересказ, сочинение, различные тестовые задания и пр. Использу­ются также вербальные субтесты, которые содержатся в интеллек­туальных тестах (Векслер, ЩТУР и др.).

Субтесты - небольшие тесты, входящие в состав основного.

ТЕМА 12 • ВООБРАЖЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

Воображение (фантазия) — это психический процесс, который за­ключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно им манипулировать. Воображение отражает реальный мир, но в но­

123

вых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Оно отлича­ется от образной памяти (представления), так как это принципиаль­но новый образ, динамичный, и акт запоминания и сохранения при этом отсутствует. Воображение отличается от мышления, так как протекает в образной форме, а мышление в понятиях. Оно связа­но с мышлением, так как возникает в проблемной ситуации и пред­ставляет собой аналитико-синтетическую деятельность мозга (рас­членяются старые объекты на части и объединяются в новый образ, например «русалка»).

Если исходные данные деятельности, задачи известны, то вступа­ет мышление, а если данные с трудом поддаются анализу, то вступает воображение. Однако пути решения проблем с помощью воображе­ния недостаточно точны, строги и в этом его ограниченность. Вооб­ражение следует отличать от галлюцинаций.

Галлюцинации (лат. hallutinatio - бред, видения) - расстройства восприятия, при которых кажущиеся образы возникают без реаль­ных объектов, что, однако, не исключает возможность непроизволь­ного, опосредованного отражения в галлюцинации прежнего, жиз­ненного опыта больного. Галлюцинации считаются классическими показателями психического расстройства.

ФУНКЦИИ

Воображение выполняет прежде познавательную функцию.

Благодаря воображению происходит концентрация внимания, па­мяти, мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функ­ция - регулятивная. Она выражается: 1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, буду­щее); 2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхище­нии (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полно­ты знаний; 3) в замещении деятельности; 4) в регуляции познава­тельных процессов. Третья функция - аффективная. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоци­ональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение), мо­жет «замещать» неудовлетворенные потребности.

Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Спо­собность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе пре­жнего жизненного опыта.

124

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Воображение, как и все психические процессы, является функ­цией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная анали-тико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.

ТЕОРИИ

Воображение - наименее исследованная область психологии. Главные проблемы, которые встают перед учеными, - это сущность и механизмы воображения; его отличие от других психических фун­кций, особенно мышления; связь с творчеством и др.

Ассоативная психология (В. Вундт, Т. Рибо) пыталась свести во­ображение к другим психическим процессам, например к памяти (воспроизводящее воображение). Возникновение новых творчес­ких образов (воссоздающее воображение) ассоциативная психоло­гия объясняла случайными своеобразными комбинациями элемен­тов. Не смогли объяснить воображение и последующие направле­ния в психологии. Идеализм, например, утверждал, что творческое воображение изначально присуще нашему сознанию.

Подвергая критике все указанные представления о воображении, Л.С. Выготский выдвигает ряд новых положений о природе вообра­жения, которые были им осмыслены в результате изучения вообра­жения в детском возрасте. Главная мысль Выготского относится к соотношению мышления и воображения. Он показал, что: 1) меж­ду мышлением и воображением нет антагонистической противопо­ложности. В творчестве воображение является совершенно необхо­димым моментом реалистического мышления; 2) мышление нетож­дественно воображению. Между ними существует противополож­ность. Существенным для воображения является направление со­знания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отлича­ется от непосредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного позна­ния действительности, человек строит образы, которые осознают­ся как область, построенная воображением. И в настоящее время, как утверждает известный отечественный исследователь мышле­ния А.В. Брушлинский, понятие воображения остается пока очень нестрогим и расплывчатым.

125

Рис. 30. Виды воображения

Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без за­ранее поставленной цели, помимо его воли и желания.

Воображение воссоздающее- вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, черте­жей, мысленных и материальных моделей.

Воображение творческое- вид воображения, в ходе которого че­ловек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое во­ображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.

Воображение продуктивное- вид воображения, в котором дейс­твительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится за­дача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хо­тя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отража­ет действительность, предвосхищает развитие событий и в макси­мальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

126

Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от дейст­вительности, создает неправдоподобные образы, элементы кото­рых в жизни несовместимы.

Мечта- самостоятельное создание новых образов. Воображе­ние, направленное на желаемое будущее.

Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Воображение конкретное- создание реальных, конкретных, еди­ничных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Ре­пина и др.

Воображение абстрактное'- создание обобщенных, схематичес­ких, символических образов. Например, искусство импрессионис­тов, кубистов и др.

СВОЙСТВА

Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. К приемам творческого воображения относят: Комбинирование (агглютинация) (рис.31 а), Акцентирование (рис. 31 в, г), Гиперболу (рис. 31 а - Трехглавый змей), Типизацию (рис. 31 д), Литолу (рис. 31 б), Схематизацию (рис. 30 на с. 126)

127

128

Воображения: сила - характеризуется степенью яркости возника­ющих образов.

Воображения: широта - определяется количеством образов, кото­рые способен создать человек.

Воображения: критичность - определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с ре­альной действительностью.

Воображение: комбинирование- простое перемещение или пере­группировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятель­ности, в процессе которой существенно преобразуются и сами эле­менты, из которых строится новый образ.

Воображение: агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое це­лое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.

Воображение: акцентирование- подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые ка­рикатуры.

Воображение: гипербола - увеличение всех особенностей изобра­жаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Будда и пр.).

Воображение: литола - преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.).

Воображение: схематизация - наиболее существенный способ пе­реработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сход­ства четко выступают.

Воображения: типизация - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в одно­родных фактах и воплощение их в конкретном образе. В психоло­гии известны различные типологии: темпераментов, характеров и др.