Смекни!
smekni.com

Общая психология Гамезо М В (стр. 47 из 68)

ВНИМАНИЕ: СЛАБОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ - нарушение при многих психических заболеваниях и состояниях (астения, гиперметамор­фоз и др.).

ВНИМАНИЕ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННОЕ - складывается при­жизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагирова­нием на объекты.

ВНИМАНИЯ КОЛЕБАНИЯ - периодическое кратковременное, не­произвольное ослабление и усиление сосредоточенности. Так, при­слушиваясь к слишком слабому, едва слышному тиканью часов, мы то замечаем звук, то перестаем его замечать. Абсолютного внима­ния не существует. Оно нарушается каждые 8-10 секунд. Колебания внимания легко прослеживаются при восприятии так называемых двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смот­реть на изображение усеченной пирамиды (рис. 20), она может ка­

248

заться то обращенной вершиной к нам, как бы выступающей вперед, то обращенной вершиной от нас, как бы уходящей вглубь. Кратко­временные колебания внимания обычно не замечаются и не оказы­вают существенного влияния на характер и продуктивность деятель­ности.

ВНИМАНИЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ - степень или интенсивность сосредо­точенности внимания. Слабая концентрация проявляется в много­численных ошибках на внимание («глупых» ошибках), неспособнос­ти замечать свои и чужие ошибки при проверке и т.д.

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ - число объектов или отдельных элементов стимула, которые могут быть восприняты за время одного корот­кого представления. Объем внимания современного человека - 5-9 ед. Между концентрацией внимания и объемом существует обрат­ная зависимость: увеличение объема воспринимаемых элементов приводит к уменьшению степени концентрации внимания и наобо­рот.

ВНИМАНИЯ ОТВЛЕКАЕМОСТЬ - 1) непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой; 2) нарушение внимания, его устойчивости. Характерно быстрое переключение внимания в свя­зи с появлением новых внешних раздражителей или при возникно­вении случайных ассоциаций. Наблюдается при маниакальных и гипоманиакальных состояниях, а также у людей с поверхностным, легким отношением к окружающему, воспитанным в процессе не­правильного воспитания. Способность к отвлечению (с легкостью) обычно относят к детям, которые легко увлекаются другой задачей или даже другой мыслью, далекими от тех, которыми занимаются. Это возрастные особенности внимания детей.

ВНУШАЕМОСТЬ - предрасположенность личности к внушению, полярное негативизму.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - высший уровень произвольной регуляции. Она характеризуется намерением, целенаправленностью, осознан­ностью, принятием решений, идущих от субъекта. Волевая регуля­ция реализуется в условиях преодоления субъективных и объектив­ных трудностей, изменений в мотивационно-побудительной сфере деятельности и нацелена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности и собственной личности.

ВОЛЯ - процесс сознательного регулирования человеком свое­го поведения и деятельности, выраженный в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправлен­ных действий и поступков.

249

ВООБРАЖЕНИЕ (ФАНТАЗИЯ) - психический процесс, который заклю­чается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.

ВООБРАЖЕНИЕ АБСТРАКТНОЕ- создание обобщенных, схемати­ческих, символических образов. Например, искусство импрессио­нистов, кубистов и др.

ВООБРАЖЕНИЕ: АГГЛЮТИНАЦИЯ - создание новых образов на осно­ве «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.

ВООБРАЖЕНИЕ АКТИВНОЕ - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у се­бя соответствующие образы.

ВООБРАЖЕНИЕ; АКЦЕНТИРОВАНИЕ - подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые ка­рикатуры.

ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ - вид воображения, в ходе кото­рого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.

ВООБРАЖЕНИЕ: ГИПЕРБОЛА - увеличение всех особенностей изоб­ражаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий будда и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ: КОМБИНИРОВАНИЕ - простое перемещение или перегруппировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и са­ми элементы, из которых строится новый образ.

ВООБРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНОЕ - создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.

ВООБРАЖЕНИЯ КРИТИЧНОСТЬ - определяется тем, в какой степе­ни фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.

ВООБРАЖЕНИЕ: ЛИТОЛА - преуменьшение особенностей персона­жа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одногла­зый циклоп и пр.).

ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.

ВООБРАЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОЕ - вид воображения, в котором дей­ствительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.

250

ВООБРАЖЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ - вид воображения, в котором наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхи­щает развитие событий и в максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.

ВООБРАЖЕНИЯ СИЛА - характеризуется степенью яркости возни­кающих образов.

ВООБРАЖЕНИЯ СХЕМАТИЗАЦИЯ - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходс­тва четко выступают.

ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Т.В. Создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.

ВООБРАЖЕНИЕ ФАНТАСТИЧЕСКОЕ - значительно «отлетает» от действительности,создает неправдоподобные образы, элементы ко­торых в жизни несовместимы.

ВООБРАЖЕНИЯ ТИПИЗАЦИЯ - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

ВООБРАЖЕНИЯ ШИРОТА - определяется количеством образов, ко­торые способен создать человек.

ВОСПРИЯТИЕ - 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс фор­мирования этого образа или система действий, направленных на оз­накомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

ВОСПРИЯТИЕ ВКУСОВОЕ - восприятие на основе вкусовой чувс­твительности.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ - отражение длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе воспри­ятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможе­ния в больших полушариях головного мозга. В восприятии време­ни участвуют различные анализаторы, наиболее важными являют­ся слуховые и кинестезические. Восприятие продолжительности со­бытий в значительной мере определяется характером переживаний и эмоциональным состоянием субъекта. Восприятие времени зави­сит также от характера деятельности, которую человек в данный мо­

251

мент выполняет, мотивации, установок и ожиданий приятных или неприятных событий.

МЕХАНИЗМ восприятия человеком времени часто связывают с биологическими часами- определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в его организме. В качестве биологических часов называют ритм сер­дечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела.

ВОСПРИЯТИЕ ГЛУБИНЫ - зрительное восприятие мира в трех из­мерениях. Это восприятие удаленности объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ - отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения обеспечивается соответствующи­ми движениями глаз, дифференцировкой объекта (фигуры) от фо­на и совместной работой нескольких анализаторов (чаще зрения и кинестезии). Наличие или отсутствие движения в поле зрения кон­статируется нейронами-детекторами движения или новизны, входя­щими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса).

НАПРАВЛЕННОСТЬ движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а так­же отмечаться последовательностью сокращения-расслабления оп­ределенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Связь восприятия движе­ния и его направления с перемещением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетичес­кого эффекта.

ВОСПРИЯТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЕ - восприятие преимущественно в сис­теме зрительного анализатора. Посредством зрения человек сразу воспринимает целый образ предмета. Зрительный аппарат приспо­соблен к тому, чтобы сразу (симультанно) воспринимать сложные формы предмета. Зрительная система человека и животных позво­ляет воспринимать не только отдельные признаки предметов, но и целостные геометрические формы или структуры. Для обеспечения длительности сохранения образа нужны движения глаза (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

ВОСПРИЯТИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (непреднамеренное) - воспри­ятие без намерения, постановки цели. Оно выступает как компо­нент какой-то другой деятельности.