Смекни!
smekni.com

Общая психология Гамезо М В (стр. 48 из 68)

252

ВОСПРИЯТИЕ ОБОНЯТЕЛЬНОЕ - восприятие на основе обонятель­ной чувствительности.

ВОСПРИЯТИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОЕ - восприятие на основе кожных и двигательных ощущений. В процессе осязательного восприятия предмета постепенно (сукцессивно) поступающая информация от отдельных признаков предмета превращается в его целостный (си­мультанный) образ. Чтобы перейти от оценки отдельных признаков к осязательному восприятию целого предмета, необходимо, чтобы рука находилась в движении, то есть пассивное осязательное вос­приятие заменялось активным ощупыванием предмета.

ВОСПРИЯТИЕ ПОДПОРОГОВОЕ (бессознательное) - феномен, ког­да информация преодолевает физиологический порог, но не дости­гает порога осознанного восприятия. Информация все же воздейс­твует на организм и способна вызвать ответные реакции.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ (преднамеренное) - связано с пос­тановкой определенной задачи, цели. Оно характеризуется целе­направленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятель­ность (наблюдение). Произвольное восприятие более эффективно, чем непроизвольное. Произвольное восприятие является высшей психической функцией и присуще только человеку.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА- отражение пространственных форм вещей, их величины, формы, расположения относительно друг друга и направления. В пространственном восприятии участву­ют все органы чувств человека. Ведущая роль принадлежит совмест­ной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибу­лярного анализаторов. Важнейшим механизмом зрительного вос­приятия пространства является механизм фузии, лежащий в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размера предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдате­ля.Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомода­ции и конвергенции. При восприятии близко расположенных пред­метов происходит мышечное сокращение, в результате чего умень­шается степень натяжения хрусталика и его форма становится бо­лее выпуклой (аккомодация). Конкретное состояние аккомодации вызывает и определенную степень сведение зрительных осей (кон­вергенции), и, наоборот, тому или иному сведению зрительных осей соответствует определенная степень аккомодации. Взаимодействие

253

величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глаз­ных мышц в результате аккомодации и конвергенции и является ус­ловно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов невозможно.

При восприятии глубины и объемности главную роль играет бино­кулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. К их механизмам относится и врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изоб­ражений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, кон­фигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения предме­та из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделение конту­ра, то есть границы, пространственных элементов фигуры, отлича­ющихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющим на восприятие формы предметов, является жизненный опыт чело­века, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

ВОСПРИЯТИЕ СИМУЛЬТАННОЕ - развернутое в пространстве, од­номоментное, обобщенное, целостное.

ВОСПРИЯТИЕ СУКЦЕССИВНОЕ - развернутое во времени, поэтап­ное наблюдение.

ВОСПРИЯТИЕ СЛУХОВОЕ - восприятие в системе слухового ана­лизатора. В процессе социальной истории человечества сложились две системы слухового восприятия: ритмико-мелодическая (или му­зыкальная) система кодов и фонематическая система кодов (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора и организуют вос­принимаемые человеком звуки в сложные системы слухового вос­приятия. Слуховое восприятие представляет собой активный про­цесс, включающий в свой состав моторные компоненты. В слуховом восприятии двигательные компоненты отделены от слуховой систе­мы и выделены в особую систему пропевания голосом для музыкаль­ного слуха и проговаривания для речевого слуха. Слуховое воспри­ятие участвует при восприятии времени.

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ - процесс психологическо­го познания людьми друг друга в условиях непосредственного об­щения. Специфика по сравнению с восприятием неодушевленных предметов - в большей пристрастности, что проявляется в слитнос­ти когнитивных и эмоциональных компонентов, в ярче выражен­

254

ной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимос­ти представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. При воспри­ятии нового человека главное внимание субъект уделяет внешним проявлениям: физическому облику, оформлению, экспрессии ли­ца и выразительным движениям тела, голосу, интонациям, а также действиям и поступкам.

Выделены (А.А. Бодалев) механизмы восприятия другого челове­ка: 1) идентификация - понимание и интерпретация другого чело­века путем отождествления себя с ним; 2) социальная рефлексия -понимание другого путем рассуждения за него); 3) эмпатия - пони­мание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого на основе сложившихся социальных стереотипов.

ВОСПРИЯТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ- из огромного числа воздейс­твий лишь некоторые выделяются с большей отчетливостью и осоз­нанностью, чем все остальные. Эта особенность характеризует из­бирательность восприятия, которая зависит от интересов, в зна­чительной степени от установок личности, потребностей, знаний, с одной стороны, а с другой - обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр. Ис­следования А.И. Богословского, проведенные во время Отечествен­ной войны, показали, что восприятие форм существенно повыша­лось, если рассматриваемой фигуре придавалось значение «своего» или «вражеского» самолета.

ВОСПРИЯТИЯ КОНСТАНТНОСТЬ (от лат. constants - постоянный) -свойство восприятия воспроизводить предмет относительно посто­янным образом при изменении условий его восприятия (освещен­ности, удаленности, угла зрения, формы, величины и т.п.). Мы удаля­емся от предметов или приближаемся к ним - они в нашем воспри­ятии не изменяются в размерах. Константность восприятия - это во многом проявление прошлого опыта. Человек, живший долгое вре­мя в лесу, воспринял в степи далеко идущих людей как карликов (ис­следования А.Р. Лурия).

ВОСПРИЯТИЯ ОБОБЩЕННОСТЬ - А.Р. Лурия считал одним из са­мых важных свойств. Оно выражается в том, что восприятие всегда совместное отражение единичного и общего. Этому способствует и название предмета, поскольку слово и обобщает.

ВОСПРИЯТИЯ ОСМЫСЛЕННОСТЬ (категориальность) - осмыс­лить восприятие - значит осознать предмет, который оно отобра­

255

жает, выявить предметное значение его сенсорных данных. В про­цессе осмысления чувственное содержание восприятия подверга­ется анализу и синтезу, сравнению, отвлечению различных сторон, обобщению. Осмысление предмета завершается называнием его словом - понятием, то есть отнесением к определенной группе, классу предметов. Осмысленная информация опознается сущес­твенно быстрее и точнее при зрительном предъявлении. Так, не­сколько бесформенных пятен сразу опознаются как фигура, стоит лишь ее назвать. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического составляют существенную черту человеческого вос­приятия.

ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ - способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с дру­гом ощущений, а в форме отдельных предметов. Все, что человек воспринимает, он воспринимает как фигуру (предмет) на фоне. Это свойственно в равной мере и животным. Исследования американс­ких психологов Лешли и Клювера показали, что, если научить жи­вотное (крысу) реагировать на фигуру черного треугольника на бе­лом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треуголь­ник на черном фоне, на треугольник, намеченный штрихами или точками. Предметность не является врожденным свойством вос­приятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом (И.М. Се­ченов). Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

ВОСПРИЯТИЯ СТРУКТУРНОСТЬ - расчлененность и специфичес­кая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структу­ра). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обоб­щенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструмен­тах, воспринимается как одна и та же. Структурность восприятия проявляется в двойственных изображениях (см. рис. 20). В них фи­гура и фон могут меняться местами, происходит переструктуриро­вание.

ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТИ ОСТЬ-особенность восприятия, заключаю­щаяся в отражении объектов в совокупности их свойств. Это неко­торое целое, в котором каждая часть зависит от окружения. В про­цессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Нос воспринимается длинным или коротким лишь в составе лица.

256

Целостность восприятия проявляется также в зрительных иллюзи­ях (иллюзия стрелы и др.)» Образ восприятия имеет высокую избы­точность - некоторые компоненты образа содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Поэтому качество восприятия зависит от предвосхищения актуаль­но не воспринимаемых частей объекта. Отечественная психология рассматривает целостность восприятия как отражение целостнос­ти, объективно присущей воспринимаемому, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпсихологии. Целостность не изна­чально заданное свойство, она формируется в предметной деятель­ности человека.