Смекни!
smekni.com

Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми (стр. 2 из 2)

Наиболее часто сигналы о появлении образов или эмоций приходятся на слова и словосочетания, традиционно называемые "ключевыми", возможно, потому, что момент их восприятия в тексте является тем финальным толчком, который обеспечивает возникновение соответствующего образа или эмоции. Участки текста, детерминирующие появление в сознании образов, нетрудно предсказать. Как правило, здесь имеет место отражение новизны, динамичности,

86

изменения, выбора. Возникновение эмоций отмечается реже, что отчасти связано с трудностями их осознавания ("размерностью" границ, ограниченностью имеющихся в распоряжении слушателей лексических средств, называющих переживания). Налицо проявления эмоциональной регуляции речи [1]. В частности, при понимании связного художественного повествования эмоции чаще всего выполняют двойственную функцию - выдвижения гипотез и специфической реакции на результат прогнозирования.

Материалы эксперимента (повторенные, кстати, на ряде других текстов и с иными составами испытуемых) позволили также установить наличие принципиального сходства между показателями младших школьников и студентов. Об этом достаточно убедительно говорят кривые, отражающие динамику образов у тех и других. Что касается отраженной на рисунке динамики эмоций, расхождение в количестве сигналов здесь вполне закономерно: во-первых, студентов в этом опыте было в два раза больше, чем школьников; во-вторых, детям все-таки труднее осознать момент возникновения переживания из-за ограниченности общего и речевого опыта. На этом основании нетрудно заключить, что при понимании художественного текста и взрослый, и ребенок опираются на сходные элементы образной, эмоциональной и знаковой сфер, индивидуально-своеобразное сочетание которых может рассматриваться в качестве смысловой единицы. Сходство, естественно, не означает тождества; смысловые единицы, формирующиеся в сознании детей, отличаются от таковых у взрослых. Ведь смысловая единица - образование сугубо индивидуальное, характеризующееся определенным уровнем обобщенности и степенью емкости. Оба эти параметра в чем-то напоминают логические операции обобщения и ограничения понятий. Так, повышение уровня обобщенности смысловой единицы предполагает переход от более частного (конкретного) к более общему. Но, в отличие от операции обобщения понятия, уровень обобщенности смысловой единицы нарастает не только в сфере знакового, но и в сфере образного и эмоционального компонентов, функционирующих как единое целое. О степени же емкости смысловой единицы можно судить по количеству охватываемых ею знаков, образов, эмоций, состоящих между собой в разнообразных взаимосвязях и взаимозависимостях.

Получается так, что некие смысловые единицы в сознании говорящего (слушающего) могут характеризоваться достаточно высоким уровнем обобщенности, сочетающимся с высокой степенью емкости. В этом случае перед нами, несомненно, специалист, хорошо разбирающийся в проблеме. Нередки, однако, случаи, когда высокий уровень обобщенности сочетается с низкой степенью емкости. Подобные факты часто имеют место при формальном усвоении знаний, когда материал, как говорят, "не переварен". Этому житейскому понятию можно, кстати, дать более обоснованное толкование: сохранившиеся в памяти учащегося смысловые единицы не обрели надлежащей степени емкости (не сформированы конкретные образы-представления, не уточнены связи между соответствующими лексическими единицами, отсутствует определенное эмоциональное отношение к изучаемым фактам, не упорядочены взаимосвязи между указанными элементами).

Низкий уровень обобщенности смысловых единиц обычно сочетается с низкой степенью их емкости. В жизни, конечно, люди редко пользуются единицами либо только высокого, либо только низкого уровня обобщенности (степени емкости). Чаще имеют место и те, и другие. Одна немаловажная деталь: когда говорят, казалось бы, об одном и том же профессионал и человек, не сведущий в данной области, уровень обобщенности и степень емкости смысловых единиц, которыми они оперируют, существенно различаются. Именно поэтому даже самый блестяще образованный человек, не являясь специалистом, не в состоянии до конца

87

постичь идею кванта, как ее понимает физик, или разделить восторг биолога по поводу открытия доселе неизвестного закона живой материи [8]. Нечто подобное имеет место и в характере понимания художественного текста детьми и взрослыми. Наряду с тем общим, которое обеспечивает это понимание и потенциальное взаимопонимание, определенные различия в качестве формирующихся при этом смысловых единиц неизбежны; с возрастом заметно интенсифицируется процесс дифференциации и обогащения связей внутри знакового компонента, тогда как его связи с образной и эмоциональной сферами как бы отходят на второй план.

ВЫВОДЫ

Согласно данным психологических исследований, процесс понимания текста представляет собой перевод словесных последовательных рядов в одновременные, их замену новыми краткими сигналами. Механизмом, обеспечивающим этот процесс, считается внутренняя речь. Предложена гипотеза, в соответствии с которой так называемые "смысловые вехи", в которые сжимается воспринимаемый текст, должны представлять собой единства, состоящие из элементов образной, эмоциональной и знаковой сфер в их своеобразном сочетании.

Проверка гипотезы осуществлена в эксперименте, в ходе которого испытуемые слушали художественный текст и регистрировали на магнитной ленте моменты возникновения в сознании образов и эмоций. Установлено, что при понимании текста сигналы об их возникновении приходятся, как правило, на те его отрезки, где содержатся "ключевые" лексические единицы. Закономерный характер их появления свидетельствует в пользу выдвинутой гипотезы.

Выявлен факт принципиального сходства между показателями студентов и младших школьников - сигналы о возникновении образов и эмоций у тех и других чаще всего приходятся на одни и те же отрезки текста. Видимо, в процессе его понимания взрослые и дети опираются на сходные элементы образной, эмоциональной и знаковой сфер, индивидуально-своеобразное сочетание которых может рассматриваться в качестве смысловых единиц. Смысловые единицы, формирующиеся в сознании детей, отличаются от таковых у взрослых прежде всего в отношении знакового компонента.