Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь социальной эмпатии и эмоциональных барьеров в повседневном общении у детей подростко (стр. 2 из 8)

В отечественной психологии первые фундаментальные исследования эмпатии были проведены Т.П. Гавриловой в 70-е г. XX в. Автор рассматривает эмпатию как специфическую способность человека эмоционально отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет» [3, с. 148].

Т.П. Гаврилова утверждает, что эмпатия возникает при непосредственном восприятии переживаний другого, и в ситуации неблагополучия индивида переживается как жалость, печаль, сострадание. В своем исследовании она предлагает рассматривать сопереживание и сочувствие как личностные формы эмпатии. При этом сопереживание - это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой, но фактически это переживание им собственного благополучия. Индивид переживает потому, что нечто подобное он пережил в прошлом опыте или аналогичная ситуация возможна в будущем. Сочувствие - это переживание субъектом неблагополучия другого безотносительно к собственному благополучию.

На основе теоретических разработок Т.П. Гавриловой построены многие исследования в отечественной психологии.

Т.П. Пашукова рассматривает эмпатию как эмоциональное соучастие в переживаниях других людей, обусловленное комплексом эмоционально-психологических свойств личности и прояв­ляющееся в процессе межличностного взаимодействия в виде сочувствия и переживания.

И.М. Юсупов определяет эмпатийный потенциал личности как предрасположенность субъекта к вчувствованию - проникновению в объекты социальной природы и указывает на его положительную корреляцию с альтруистическими действиями человека, с высокой достоверностью прогнозируя проявление соответствующих реакций в реальной обстановке [29, с. 114].

В.А. Лабунская и А.П. Сопиков трактуют эмпатию как процесс понимания переживаний другого человека, осмысление его внутренней жизни. В.А. Лабунская подчеркивает, что эмпатия основана на адекватной интерпрета­ции выразительного поведения другого, понимании его чувств и психических состояний [10, с. 215].

Эмпатия как сложный аффективно-когнитивный процесс рассматривается в исследованиях А.Г.Ковалева и К.К.Платонова.

А.Г.Ковалев понимает эмпатию как всмысливание и вчувствование одного человека в психическое состояние другого, при котором происходит быстрое определение эмоционального состояния, намерений и мыслей воспринимаемой личности.

К.К.Платонов считает эмпатией способность понимать переживания другой личности и сопереживать ей в процессе межличностных отношений.

Следует отметить, что многочисленные исследования эмпатии в отечественной психологии в течение длительного времени характеризовались одной особенностью - пониманием данного явления как некоего пассивно-созерцательного отношения к переживаниям другого без активного вмешательства с целью оказания помощи. Однако в последнее время наметилась еще одна тенденция в понимании эмпатии: стремление выделить в ней действенную, поведенческую сторону.

Так, Л.П. Стрелкова полагает, что полный эмпатийный процесс представляет собой трехзвеньевую цепочку: сопереживание, сочувствие и внутреннее содействие, которое может привести к реальной помощи. Автор рассматривает эмпатию как однонаправленный сложный процесс, в котором каждое звено имеет свою определенную функцию и по-разному участвует в общей эмоциональной регуляции поведения. Сопереживание, основой которого выступает идентификация, является эмоциональным откликом на переживания другого. Проявление сочувствия предполагает когнитивную ориентацию в ситуации, которая, в свою очередь, актуализирует различные формы содействия, сначала внутреннего, а за­тем, при определенных условиях, и внешнего [23, с. 32].

С.Б. Борисенко, изучая педагогическую эмпатию, также выделяет три компонента эмпатии: сопереживание, сочувствие и содействие. Действенный характер эмпатии особенно ярко проявляется в ситуациях гуманистического взаимодействия учителя с учениками как субъектами учебно-воспитательной деятельности. В этом случае она выступает как профессионально значимое свойство личности учителя и является одним из условий успешности педагогической деятельности. Однако, как справедливо полагает автор, полнота выраженности эмпатического процесса у человека зависит от степени развития процессов эмоциональной идентификаций и личностной рефлексии, а также сформированности позитивной установки на других людей [23, с. 38].

Л.П. Выговская, описывая эмпатийные отношения, предлагает выделить в их структуре когнитивный (мыслительные операции, знания об объекте), эмоциональный (эмоциональные реакции на объект) и конативный (моторные реакции, поведенческие намерения человека по отношению к лицу или объекту; действия, поступки) компоненты. Автор определяет эмпатийные отношения как целостный процесс, имеющий внутреннюю иерархическую структуру, в которой можно выделить пять основных уровней. Первый уровень проявляется у детей с неадекватной эмпатией, которая выражается в равнодушии к другим людям, агрессивности и злорадстве. Второй уровень эмпатийного отношения характеризуется пассивностью субъекта эмпатии по отношению к объекту; сопереживание является неосознанным и имеет эгоистическую направленность. На третьем уровне проявляется положительная направленность на окружающих, но она еще неустойчива. Четвертый уровень предполагает переживание по поводу чувств другого, но недостаточная глубина сочувствия не всегда приводит к реальному содействию. Высший (пятый) уровень эмпатийного отношения характеризуется устойчивой положительной направленностью на другого человека, реальным со­действием, даже в ущерб своим интересам и благополучию [23, с. 46].

Кроме того, в настоящее время в отечественной психологии большое внимание уделяется изучению эмпатии как феномену межличностных отношений.

Н.Н. Обозов рассматривает эмпатию как один из важнейших феноменов межличностного взаимодействия, в процессе которого формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение людей по отношению к другим людям. В этом феномене также отчетливо проявляется единство трех компонентов: сопереживания, взаимопонимания и соучастия. При этом исследователь подчеркивает, что в эмпатии может преобладать один из трех компонентов: гностический, аффективный или поведенческий. Преобладание гностического компонента проявляется в точности и адекватности понимания состояния другой личности. Доминирование аффективного компонента выражается в высокой эмоциональной вовлеченности в состояние другой личности. По мнению, автора, эмпатия является одним из основных механизмов регуляции межличностных отношений [22, с. 128].

Интерес представляет концепция эмпатии В.В. Бойко. По его мнению, эмпатия - это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений. Автор полагает, что наличие установок, препятствующих эмпатии, резко ограничивает диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия [27, с. 117].

Эмпатия как необходимое свойство личности, проявляемое в структуре межличностного общения, рассматривается в исследовании Г.И. Метельского. Автор выделяет следующие признаки эмпатии:

1) переживание за благополучие других;

2) умение представить себя на месте другого;

3) участливое отношение к переживаниям других;

4) способность переживать то, что чувствуют другие;

5) способность быстро замечать переживания людей;

6) умение представить состояние другого [23, с. 59].

Таким образом, в отечественной психологии также отсутствует единство в определении эмпатии. В то же время, можно отметить и отличительные особенности трактовки данного феномена отечественными учеными: наличие тесной связи между эмпатией и идентификацией; рассмотрение различных видов и форм эмпатийного процесса.

Несмотря на многочисленные исследования эмпатии, все еще остаются дискуссионными проблемы, связанные с классификацией различных форм проявления эмпатии и изучением механизмов эмпатического взаимодействия.

В концепциях эмоциональной эмпатии психологи предлагают выделять две формы эмпатии, которые иногда интерпретируются и как уровни: сопереживание и сочувствие. Многие исследователи, исходя из концепции трехкомпонентной структуры межличностного взаимодействия, рассматривают формы эмпатии в зависимости от доминирования одного из структурных компонентов (когнитивного, аффективного или поведенческого). Соответственно выделяются: когнитивная (предиктивная), аффективная (эмоциональная) и действенная (поведенческая) эмпатия.

А.П. Сопиков предлагает рассматривать эмотивную, познавательную и волевую эмпатии.

В исследовании Р.Б. Карамуратовой указывается на эмоциональную, когнитивную и оценочную эмпатии. Автор полагает, что оценочная эмпатия - это способность одного человека оценивать действия, высказывания и личностные качества другого, имеющие отношение к моральной сфере личности [3, c. 152].

С.Б. Борисенко считает, что следует выделять три основных вида эмпатии - сопереживание, сочувствие и содействие. Сопереживание автор связывает с процессом эмоциональной идентификации, сочувствие - с личностной рефлексией, содействие - с уровнем развития нравственного сознания человека и качеством его социального опыта.

Эмпатию, в зависимости от длительности протекания, можно разделить на кратковременную и долговременную. Кратковременная эмпатия рассчитана на ограниченный контакт с другими людьми в общении, в процессе которого человек встает на позицию другого. Долговременная эмпатия протекает в течение длительного времени и требует более тесного общения с другим челове­ком.

Некоторые исследователи отмечают, что следует дифференцировать адекватную и неадекватную эмпатию. Последняя проявляется как радость при неблагополучии другого, жесткость, агрессия. В таких случаях эмоциональный отклик на эмоциональное состояние другого идет с противоположным знаком.