Некоторые определения креативности были сформулированы в терминах продукта, результата деятельности; другие – в терминах процесса, личностных свойств или необходимых внешних условий. Одни авторы подчеркивают, что термин «креативный» применим только к редко встречающимся специальным видам способностей, в то время как другие считают, что этот термин подразумевает общую креативную способность, которой в определенной степени обладают все здоровые индивиды.
В рамках нашего исследования мы рассматриваем креативность как комплексно-интегративное свойство, своеобразную творческую активность личности, проявляющуюся в преобразовании действительности и имеющую гуманистическую направленность. При этом, проявление творческой направленности личности возможны в любых сферах деятельности, а результат творчества может выражаться в различных ситуациях, средствах, способах деятельности, эмоциях и чувствах человека.
Дж. Гилфорд выделил основные параметры креативности:
· беглость – способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени;
· гибкость – способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую;
· оригинальность – способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи;
· разработанность – способность детально разрабатывать возникшие идеи.
А также он выделил: любознательность – повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других; способность совершенствовать объект, добавляя детали; способность к обнаружению и постановке проблем; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу и некоторые другие. Все эти факторы, объединенные им в понятии «дивергентное мышление», отражают познавательную сторону креативности. По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное тривиальное решение проблемы, дивергентное мышление проявляется, когда проблема еще только должна быть определена и когда не существует заранее предписанного, установленного пути решения.
Анализ жизненного пути выдающихся творцов все больше приводит исследователей к выводу о том, что труд, обучаемость и увлеченность своим делом играют более важную роль, чем собственно одаренность. Креативность это всего лишь фактор личности, совершенно не гарантирующий её успех, но при определённых условиях она может привести к грандиозным достижениям. И в целом трудно не согласиться с Богоявленской, которая писала: «когда мы говорим о великих творцах, мы говорим и о великих личностях».
Необходимость учитывать в воспитании поколений креативности очевидна, ведь универсальный потенциал креативности может быть реализован как на путях созидания, так и на путях разрушения. Среди современных технических устройств практически нет таких, которые не могли бы использоваться во вред человеку, хотя многие, и разрабатывались, казалось, лишь для его блага. Вот почему так важно целенаправленно творчески развивать младшего школьника.
Проведенное исследование показало, что на развитие креативности оказывают влияние две группы взаимообусловленных факторов: внешних и внутренних. Первые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Вторые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности.
Существует зависимость между параметрами креативности и индивидуально-психологическими особенностями личности, влияющими на ее развитие. Процесс развития креативности личности может быть оптимизирован в результате целенаправленного психологического воздействия и обучения.
Наше исследование показало, что развитию креативности способствуют: нестандартные задачи; комбинаторные задания; задания на сообразительность, логику, с элементами исследования; эвристические задачи; проблемные ситуации; задания творческого характера.
Вне зависимости от применяемой системы значительная роль в творческом развитии младших школьников принадлежит учителю. Поэтому даже самые полные и эффективные методы лишь инструмент в его руках. Только умело, используя их можно добиться высокого результата. В условиях личностно ориентированной модели обучения каждый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей.
Результаты настоящей работы подтверждают правильность гипотезы исследования. Перспективу дальнейшей работы мы видим в изучении личностных факторов, оптимизирующих процесс развития креативности младшего школьника.
Литература
1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
3. Асмолов А. Г. Личность (Совместно с А. В. Петровским). / Педагогическая энциклопедия. М., 1993.
4. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию индивидуальности. – М., 1993.
5. Библер В.С. Мышление, как творчество. – М., 1975.-148 с.
6. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. №5.
7. Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В., Махотка П., Леонтьев Д., Купчик Дж. (ред.) Творчество в искусстве – искусство творчества. М.: Наука; Смысл, 2000.
8. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ИЦ «Академия», 2002.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1988.
10. Бостоногова Л. Творческие задания для детей 6 лет.// Начальная школа – 2001– №4. – С.22
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. – М.: ИМПЭТО, 1995.- 96 с.
12. Вишнякова В.Ф. Креативная психология. Психология творческого обучения. – Минск, 1995.
13. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.
14. Грановская Р. М. Конфликт и творчество в зеркале психологии. – М.: Генезис,2002. – 573 с.
15. Дзанагова Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. // Начальная школа – 2001. – №6. – С.17 – 19.
16. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. – М., 1996.
17. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности // Психология творчества. – М., 1990. С. 117-130.
18. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества. – М., 1990. С. 131-148.
19. Комова О.Н. Развитие творческих способностей слабоуспевающих учеников. // Начальная школа – 2002. – №8. – С.9-12.
20. Некрасова О.А. Прием поиска логических основ условий поиска математических задач в составе творческой деятельности учащихся. //Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №7. – С.39-42.
21. Некрасова О.А. Роль критериальных задач в формировании приемов эвристической деятельности у младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004 – №7. – С.24-30.
22. Никитина А.В. Развитие творческих способностей. // Начальная школа-2001. – №10 – С.12-13.
23. Одаренные дети: пер. с англ. / общ. Ред. Бурменского и Слуцкого. – М., 1991.
24. Паршина С.В. Творчество – источник доброты, истины и красоты. // Начальная школа: плюс - минус. – 2002. – №2. – С.3-8.
25. Пичурин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №3. – С.51-53.
26. Психология личности. Хрестоматия в 2-х т. – Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2004.
27. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. – М.: Педагогика, 1976.
28. Роджерс К. Творчество как усиление себя.// Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С.31
29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 650 с.
30. Савкуева В.Ю. Решение творческих задач как условие развития креативности мышления. // Начальнаяшкола плюс До и После. – 2004. – №7. – С.5.
31. Саламатова Г.И. Воображение как компонент творчества при изучении математике. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №9. – С. 47-48.
32. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального обучения (курс лекций). – М.: Граф - Пресс, 2002. – 144 с.
33. Сергеева О.В. Развитие творческих способностей младших школьников через факультативные занятия. // Начальная школа плюс До и После. – 2003. – №7. – С. 63-66.
34. Тихонова Н.Б., Трошина Т.С. Обучение составления эвристических алгоритмов как способ развития творческих способностей младших школьников. // Начальная школа плюс До и После. – 2004. – №9. – С. 16-20.
35. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство. СПб., 1998.
36. Федорова З.А. Как я развиваю творческие способности детей. // Начальная школа – 2002. – №3. – С. 61-63.
37. Фрейд З. Психоаналитические этюды / Составление Д. И. Донского. – М.: «Попурри», 1997. – 608 с.
38. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПБ: Питер, 2001. – 544 с.
39. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е междунар. изд. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
40. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 512 с.: ил.
41. Шипулина И.А. Базовая модель урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа: плюс - минус. –2002. – №8. – С. 68-69.
42. Яковлев В.Я. Философские принципы креативности / Вестник Московского Университета. 2005.
Приложение
Методики диагностики
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС)
Инструкция:
Раздайте испытуемым бланки ответов (они должны лежать первой, страницей вверх). Если вы готовы к проведению теста, скажите: «Каждый из вас получил бланки ответов. На этих бланках вы найдете множество картинок. Слушайте меня внимательно и делайте в ваших бланках ответов то, что я вам буду говорить, найдите первую страницу». Покажите детям, как они должны открыть страницу и проконтролируйте, все ли дети сделали так, как надо.