Я-концепция определяет интерпретацию жизненного опыта личности. У человека существует устойчивая тенденция интерпретировать свой индивидуальный опыт на основе представлений о себе. Я-концепция служит своеобразной «призмой», через которую преломляется воспринимаемая реальность. Например, человек, считающий себя «неспособным», может объяснить свой успех случайностью, а «способный» – проявлением своего таланта; «непривлекательный» расценивает внимание к себе как попытку подшутить, а «привлекательный» как попытку познакомиться. Человек с позитивной Я-концепцией расценивает улыбку в свой адрес как проявление добрых чувств, а с негативной – как насмешку.
Если поведение человека противоречит его Я-концепции, оно вызовет когнитивный диссонанс. Поэтому человек, обладающий сложившейся Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается умному; «бедный» – в соответствии с известными ему стандартами поведения «бедного»; «неуспевающий» будет прогуливать занятия, отвлекаться на уроках и т. д. Таким образом, Я-концепция во многом определяет поведение.
Поскольку Я-концепция – это совокупность установок человека «на себя», то и в ней можно выделить те же аспекты, что и в любой установке.
Когнитивный аспект – убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным. Применительно к Я-концепции этот компонент называют «образ Я» – совокупность представлений человека о самом себе.
Оценочный аспект – эмоциональное отношение к этому убеждению. В Я-концепции – это аффективная сторона представлений о самом себе, называемая «самооценкой» или «принятием себя». Различные черты «образа Я» могут вызывать различные по знаку и интенсивности эмоции. Поведенческий аспект – реакция, которая может выражаться в поведении. Применительно к Я-концепции этот компонент отражает конкретные действия, реакции, которые могут быть вызваны образом‑Я и самооценкой.
Описывая себя, человек использует суждения, которые отражают некоторые устойчивые тенденции в его поведении. Как правило, эти суждения являются ответами на вопросы: Кто я? . Какой я? .
Что я хочу? . Что я могу? . Что мне принадлежит? .
Все эти характеристики входят в Я-концепцию с различным «удельным весом»: одни представляются более значимыми, другие – менее; значимость отдельных суждений может меняться в различном контексте, в разных жизненных ситуациях, в различные периоды жизни. Данные Я-концепции организованы иерархически: есть более общие суждения, включающие в себя более частные. Например, «Я не люблю поэзию», «У меня сильная воля» и «Я – рационально мыслящий человек» могут быть следствиями установки «Я никогда не должен проявлять своих чувств». По мнению основателя сценарного анализа Эрика Берна, некоторые из таких решений могут лежать в основе плана жизни, который мы принимаем в раннем возрасте.
Заключение
Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека – с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.
В научной литературе существуют различные подходы к изучению Я-концепции. Это с одной стороны, позволяет выявить ее различные компоненты, а с другой – затрудняет определенные конкретного содержания данного понятия. Следует отметить, что в психологической литературе нет единой трактовки понятия «Я-концепция». До сих пор не выработано целостного, объяснительного и описательного термина, адекватно раскрывающего социально-психологическое содержание самого феномена Я-концепции в различных отраслях научного знания. Отсутствие общей терминологии затрудняет разработку многообразного и обоснованного психодиагностического инструментария.
Изучив различные точки зрения ученых на понятие «сознание», «Я-концепция» и «образ Я» следует подчеркнуть, что существует достаточно взглядов и предложений, чтобы выявить специфику и динамику Я-концепции, ее существенную характеристику, а также разграничить понятия, связанные с ее феноменом.
Таким образом, Я-концепция обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью; регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт. Выступает как системообразующий субъективный мир личности и возникает на основе взаимодействия с окружающей средой. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации. Раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации. Развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни.
Список используемых источников
1. Агеев В.В. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., МГУ, 1990, С. 201 – 211.
2. Арестова О.Н., Шильштейн Е.С. Проективный вариант техники репертуарных решеток в исследовании структуры «Я». // Вестник МГУ, сер. 14, психология, 1998, № 1, С. 10–12.
3. Баклушинский С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии социальная идентичность. // Этнос. Идентичность. Образование. М., 1998, С. 63–67.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С – Пб, 1995, С. 132–141.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986, С. 95–156.
6. Джемс У. Психология. М., 1991, С. 34–53.
7. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., Политиздат, 1984, С. 71–82.
8. Кон И.С. Категория Я в психологии // Психологический журнал. 1981.Т. 3., С. 22–25.
9. Кон И.С. Открытие Я.М., 1978.http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH11W.HTM
10. Майерс Д. Социальная психология. С – Пб, 1997, С. 47–49.
11. Рождерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становлениечеловека. М., 1994, С. 145–150.
12. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., МГУ, 1989, С. 67–69.
13. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1991,
С. 15–18
14. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984, С. 26–30.
15. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987, с. 11–23.
16. Хорни К. Невроз и развитие личности. М., 1998, с. 57–64.
17. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977,
с. 49–52.
18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М., 1997, с. 75–82.
19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996, с. 83–85.
20. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. // Вестник МГУ, сер. 14, 1996, № 4, с. 5–8.