Смекни!
smekni.com

Использование куклотерапии в работе с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста (стр. 3 из 6)

Современные "куклотерапевты" едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой.
Сторонники индивидуальной работы устраивают для пациента своеобразный "театр одного актера". В таком случае врач предлагает выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Многое поведает уже сам выбор куклы пациентом. В процессе сеанса психотерапии пациенту могут предложить сменить куклу, чтобы он попробовал сыграть другую роль.
Прятаться за куклу может и сам врач. Как правило, специалисты берут очень больших кукол в больницу, посещая детей-инвалидов, больных. Куклы осведомляются о самочувствии, шутят, поют и танцуют. В московской арт-группе "Пси-арт": молодые художники создали целый новый жанр - куклартина (кукольная картина). Это объемная открывающаяся конструкция типа ящика, передняя сторона которой украшена рамкой, внутри, на заднем плане - живописное полотно, фотография или коллаж, например, интерьер, а на переднем - самодельные куклы, вписанные в этот интерьер. Излюбленные герои - настроения или состояния души, которыми легко можно управлять: открыл ящик, вынул одну куклу и на ее место посадил другую. Впрочем, намного чаще пациентам предлагают просто смастерить традиционную куколку из лоскутков.
Психолог, "куклотерапевт" Гульнара Гаристе: "Любопытно, что практически всегда ваша "новорожденная" кукла окажется похожей на вас. В ее внешности "всплывут" черты вашего характера, ваш творческий потенциал". Мастерица Татьяна Бунь: "Тут как при беременности - никогда точно не знаешь, кто родится - мальчик или девочка".

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил, есть и начал выздоравливать. Зачем нашим детям самодельные куклы? Почему дети их любят больше, чем покупных красавиц с яркими нарядами и закрывающимися глазками?
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный смысл. Народная игрушка несёт в себе более глубокий смысл, чем может показаться на первый взгляд. Это и оберег, и талисман, и магическая кукла. Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной, со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут вызвать богатство, счастливый брак, или же наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если же небрежно – беда. Верили, что игрушки охраняют детский сон и покой, и как оберег клали их рядом с ребёнком.
Ребёнок не только играл в куклы, набирая жизненный опыт, но и стремился повторить, сделать куклы самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - одно из главных достоинств самодельной игрушки. С пяти-шести лет дети начинали сами делать кукол. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Процесс изготовления куклы во многом уже сам по себе носит терапевтический характер. А совместное творчество взрослых и детей создает атмосферу взаимопонимания между детьми и родителями.
В отличие от покупных игрушек, самодельная кукла несёт в себе вашу Любовь к ребёнку, и ребёнок это чувствует. Поэтому даже страшненькая куколка становится самой любимой, гораздо любимее магазинных красавиц.
Когда кукол, сшитых своими руками, нет – плохо. Детская тяга видеть в игрушках людей полностью восполнялась собственными изделиями. Сшитая тряпичная кукла дорога и любима. У неё есть имя, одежда, с ней разговаривают дети.

Куклы помогают оживить нашу генетическую память о сказке, привести в движение нашу внутреннюю жизнь, что особенно важно, когда внутренняя жизнь запугана, стеснена или загнана в угол. Тогда эта забытая сказка смазывает петли и засовы, вызывает творческий подъем, указывает выход - наружу, вверх, открывает пути назад к нашей подлинной жизни.
В изготовлении кукол, также как и в жизни, очень большую роль играет цвет. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности. Поэтому в основу структуры курса положена «радуга».
В предании каждой культуры радуга занимала особое место, и ее наделяли символическим смыслом. В христианском мире хорошо известна история о радуге, которая явилась Ною после потопа, разговаривая с Ноем, Бог сказал ему: «Я создам радугу, и она будет символом согласия между мной и землей». Согласно этому договору, Бог обещал Ною, что он никогда больше не будет посылать наводнения с целью разрушения мира, и знаком этого должна быть радуга. Таким образом, радуга стала символом надежды и моста, соединяющего небо и землю. В Вавилонском мифе, который возник раньше истории о Ное, говорят, что богиня Иштар создала на небе радугу после того, как Бог послал на землю наводнение, разрушающее все вокруг, чтобы остановить его. Позже, Иштар носила на шее радугу, хотя часто в переводах фигурируют семь разноцветных вуалей. Число семь ассоциируется с магией и волшебством. На занятиях можно не только шить, вязать, вышивать, но еще и много рисовать. Каждое занятие посвящено одному из цветов спектра. Каждый цвет радуги – это грань нас самих. Проживая их все, погружаясь в каждый цвет, наполняясь им, мы обретаем свою целостность и гармонию.[25]
Широко распространено применение перчаточных кукол в работе учителя начальных классов и воспитателей детских садов. На первых занятиях дети знакомятся с забавным кукольным персонажем Незнайкой и отправляются вместе с ним в путешествие в мир знаний.

На математике он вместе с ними осваивает навыки счета, может ошибаться, а задача детей его поправлять. Может Незнайка участвовать и в библиотечных уроках для первоклассников, где он знакомит с правилами пользования библиотекой, учит, как надо обращаться с книгами. Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. На математике мешать детям и Незнайке может коварная Баба-Яга.
Действительно, куклы могут многое но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того в чьих руках они оказываются.

Куклы помогают перевоплощаться, совершать ролевые трансформации взрослым и учат новому детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (ведь с игрушкой легче разговаривать). Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, "рукой учат голову". С помощью игры с куклой ребенок расстается с агрессивностью, тревожностью, страхами, застенчивостью, ревностью, расторможенностью, проблемами в общении.

В качестве лечебных и коррекционных факторов куклотерапии могут быть обозначены: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправление. Технология проведения терапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается в лицах, в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей его ситуацией. В разворачивании сюжета важно возрастающее напряжение в начале и положительное разрешение истории в конце. После завершения «спектакля» ребенок должен почувствовать расслабление. Куклы ребенок или взрослый может создать самостоятельно, проявив при этом всю свою творческую энергию, или использовать готовые. Особенности организации терапевтической работы зависят от ряда условий, например: целей куклотерапии, личностных особенностей ребенка, характером нарушения. Куклотерапия замечательно помогает в диагностике имеющейся у ребенка или у взрослого проблемы. Целью игровой диагностики ставится получение динамической жизненной картины того, что чувствует ребенок или взрослый относительно ситуации, в которую он попал, в особенности по отношению к важным для него близким людям и прежде всего, семье. Результаты, полученные в процессе кукольного представления, сверяют с теми, которые были получены с помощью других средств. И нужно быть предусмотрительным, чтобы не зайти слишком далеко в интерпретациях, которые могут соответствовать роли, но вместе с тем быть непоследовательными или неправильными в свете дальнейшего развития сюжета.

Куклы больше занимают детей разного возраста, чем игрушки. Больший интерес вызывают куклы, которые как бы продолжают тело кукловода (например, куклы перчаточного типа): они могут быть личными или безличными и ребенок легко отождествляет себя с ними. Темы для психотерапевтической работы могут быть сосредоточены вокруг внутренних или внешних конфликтов детей; куклы могут быть проекциями ребенка или его родственников; способ управления куклами может многое открыть, вид игры может быть необычайно ценным показателем. Отношения со взрослыми – тоже важный показатель личности и особо важны в ситуации, когда ребенок может контролировать взрослого, как во время кукольного спектакля. [Миназова Г.][16]

Суть лечения искусством: дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот если малыш заикается тогда да, он может это понять, особенно когда его начинают дразнить. Но если ребенок, к примеру, застенчив, то часто он это вроде бы и не хочет преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться со сверстниками. Живет как бы сам по себе. Другое дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что он с удовольствием общается.