Смекни!
smekni.com

Семья в социуме, социум в семье (стр. 1 из 3)

Тема сообщения: Семья в социуме, социум в семье.

Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со сторо­ны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так, а не иначе, следует оценить подобные воздействия. Диализ причин социального и психологического благополучия-неблагополучия семьи требует изучения, не только личностных качеств членов семьи, но и факто­ров социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систем.

Семья и общество — это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой — к старому, мужчина — к женщине, и каждый участву­ет в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

Жизненный план одного конкретного человека яв­ляется частичкой громадной психологии всего челове­чества, которая с эпохи пещерного человека и периода раннего земледелия и скотоводчества до эпохи великих тоталитарных государств и вплоть до сегодняшнего дня очевидно мало изменилась. Несмотря на многообразие аспекты нашей сегодняшней действительности «Нор­мальность» обозначает сегодня умение не волновать­ся. Родители сами являются беспомощными и невеже­ственными детьми нынешнего времени. Это один единый образ жизни, и он все более активно осваива­ется. Но вероятность этого будет меньшей, если мы от­кровенно признаем неблагополучие нынешней ситуа­ции, проанализируем его и попытаемся объединить потенциал веек заинтересованных сил. Полученные в эмпирических исследованиях результаты указывают на необходимость учета различных аспектов семейной жизни, социальных условий и особенностей школьной среды для предупреждения девианты ого поведения и нарушений психического развития у детей.

И, наконец, все мы должны понять, что жизнь делают люди и то: какие отношения складываются между ними, определяет все, что вообще происходит с человечеством и миром, в котором оно живет. «Любовь и семья — пересечение всех мировых сил, которые правят жизнью, зеркало всех перемен, которые идут в человечестве. И чтобы по настоящему понять, что про­исходит в любви и в семье, надо, наверное, понять, что делается в устоях цивилизации, в глубинах социаль­ной жизни: личные судьбы можно по-настоящему по­стичь только через планетарные призмы».

История человеческих отношений может быть най­дена в древних памятниках, в залах суда и моргах, в игорных домах и письмах к редакторам журналов, на парламентских заседаниях, когда кто-нибудь пытается направить на путь истинный целые народы, доказы­вая, что то, что его родители говорили ему в младенче­стве, подойдет и для всего мира. Все, что люди знают, во что они верят, как они разрешают возникающие конфликты, начинается в семье. Но в, то, же время в деятельности государственных институтов отражают­ся семейные традиции. Мир — это семья, в которой живут разные нации, состоящие из таких же людей, как мы с вами. Как и в любой семье, ими управляют люди. Именно они, становясь руководителями государ­ства, сталкиваются с теми же задачами и проблемами, имеют такие же возможности, как и члены каждой отдельно взятой семьи. Создание мира на земле очень похоже на создание дружной семьи.

В настоящее время раскрытие интегративных осо­бенностей отношений семьи с социальной средой пу­тем создания профилактической программы на основе взаимодействия всех общественных сил, преобразова­ния объективных и субъективных условий взаимодей­ствия семьи с окружающим миром в целостный еди­ный процесс — важные направления практической психологии. В современных условиях полностью теря­ет смысл представление о государстве как единствен­ном субъекте целеполагания, формирования и реали­зации семейной политики. В настоящее время цели семейной политики и пути их достижения в возраста­ющей мере формируются в рамках гражданского об­щества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни — семьи как малой группы, разного рода соци­альных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных и государства, в лице его специализированных органов (федеральных, регио­нальных и локальных).

Семьям надо искать единомышленников в обще­ственных организациях и образовывать с ними единый союз. Семья должна стать объединяющим звеном в об­ществе, это одни из его немногочисленных союзов, у которого занимаемое пространство и количество чле­нов настолько малы, что все знают друг о друге почти все и даже могут: уместиться в одной комнате.

Современная превентивная проблематика требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем — стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и раз­витие подлинных достижений культуры, укрепление семьи как социального института, предотвращение ее деградации — сегодня выходит на первый план.

Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов ин­дивида, одиночки на интересы жизни в семье и семейных форм организации семьи и брака, изменение семейных функций и домашнего обустройства. Не так уж и много существует психологических различий в семейных со­бытиях и их участниках. Джозеф Кемпбел книге «Че­ловек с тысячью лиц» резюмирует это следующим об­разом: «Современная роль Эдипа, бесконечный роман Красавицы и Чудовища разыгрываются сегодня вече­ром на углу Сорок второй улицы и Пятой Авеню в про­межутке между сменой красного сигнала светофора на зеленый». Он показал, что и в нынешнее время конк­ретные люди просто стремятся выжить. Очевидно, все деты с рождения человечества должны бороться с теми же житейскими проблемами, имея в своем распоряже­нии те же средства.

Для этого в каждой семье детей учат, как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким об­разом строить с вон отношения с противоположным по­лом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к неспра­ведливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Позна­ние мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.

Однако современное общество стало настолько сложным, что семья в одиночку уже не может научить детей всему необходимому. К этому процессу подклю­чаются другие организации и государственные учреж­дения, «внесемейные» лица. Социальные проблемы локализуются не в отдельной личности и не в отдельной ячейке общества, каковой является семья, а в системе социального взаимодействия, в его особенностях, которые определяют социальную ситуацию личности или семьи. Причем в это взаимодействие вовлечены не, толь­ко отдельные индивиды или семьи и их группы, но и локальная администрация, образовательные, медицин­ские, социальные и т. п. службы, правоохранительные органы, органы опеки, охраны материнства и детства, экономические субъекты, политические партии, груп­пы интересов и пр.

И, в конце концов, в семейную систему возвраща­ется то, что вложили в детей школа, церковь, государ­ство. Эти общественные организации, созданные людь­ми как необходимые институты воспитания, в конечном счете, подрывают единство и целостность семьи. Шко­лы отдаляют детей от родителей, работа на предприя­тиях отрывает женщин и мужчин от дома, а государ­ство отправляет молодых людей воевать на чужбине. Сложность ситуации заключается в том, что члены семьи просто не способны воздействовать на эту широкую социальную среду со своего микроуровня.

Проблема разрешается путем договорной регламен­тации взаимоотношений семьи как социального инсти­тута и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в кото­ром на равноправной основе эксплицируются и форму­лируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними.

С одной стороны, общество должно нести ответ­ственность за то, чтобы семья в полном объеме и каче­ственно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. При этом общество в лице государства и других социальных институтов свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удов­летворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подраста­ющих поколений.

С другой стороны, семья как социальный институт: обеспечивает общество трудовыми ресурсами, испол­нителями социальных ролей. Без этого «продукта се­мейного производства» социальная система не может функционировать. В принципе семья также независи­ма от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самосто­ятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль внут­рисемейной жизни (лишь бы он не был криминальным). Это означает, что и любые типы взаимосвязи супруже­ства, родительства и родства в лоне семьи также неза­висимы от государства.

Однако социологи бьют тревогу: спонтанное раз­витие семьи связано с периодом, когда быстрое сни­жение смертности сделало ненужной высокую рождаемость. В наше время нормативным массовым стало одно-двухдетное родительство. Вся свобода выбора свелась к выбору между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-пси­хологической и с любой иной точки зрения совершен­но неразличимы. Многообразие семенных структур сведено к малодетности, к обезличенной стандартнос­ти этого единственного типа семьи и репродуктивного поведения. Это резко снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как социального институ­та, который предполагает плюрализм семейных струк­тур, включая многопоколенные семьи с тесными род­ственными связями или, по крайней мере, нуклеарные семьи с несколькими детьми.