1.4 Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик
В гендерной психологии можно выделить 6 больших разделов, изучающих гендерные характеристики:
1. Психология сравнения мужчин и женщин
Ранее этот раздел носил разные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Цель – сравнение мальчиков и девочек по разным параметрам, устанавливая не только различия, но и сходства, для установления своеобразия полов, специфических особенностей мужчин и женщин.
Все концепции этого направления, объясняющие различия между полами можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.
Биологический подход исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врождёнными особенностями конституции.
К этому же подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В.А. Геодакяна [14, С. 51–63]. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции; в онтогенезе – женский пол более пластичен, а мужской более ригиден. Эту концепцию в своих исследованиях подтвердили В.К. Фёдорова, Ю.Г. Трошихина и В.П. Багрунов. Однако И.С. Клецкина [35, С. 476] считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение. Но, несмотря на критику, концепция В.А. Геодакяна является одной из наиболее популярных в отечественной психологи.
Социокультурный подход предполагает, что различия между полами формируются обществом.
Одна из наиболее известных в этом подходе – теория социальных ролей Эллис Игли [44, С. 76]. Суть заключается в том, что для того, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т.е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определённого пола. Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом [46, С. 61], гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться отобразить свою личность благоприятным образом.
Несмотря на разделение концепции на чётко биологические и социальные, во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов.
2. Психология женщины
Эта отрасль науки изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Однако традиция изучать женщин и мужчин в сравнении делает границы между обоими разделами чрезвычайно размытой. Специфическим предметом исследования данной отрасли являются психологические особенности, связанные с женской физиологией. Здесь изучаются психическое состояние женщины во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса, а также проблема материнства, женской занятости и безработицы, женского девиантного поведения.
Наиболее известными концепциями в данной области являются – теории Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган [21, С. 20–23].
Нэнси Ходоров посвятила свою концепцию материнств. По её мнению, его назначение – подготовка мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. В итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство продуцирует само себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир.
Кэрол Гиллиган утверждала, что женщины отличаются от мужчин по отношению к морали, принятой в обществе. Для женщины более важны взаимоотношения с людьми, мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции законов и непредвзятости. Её положения легли в основу и других теорий – в частности, о независимой и взаимозависимой Я-концепциях Кросс и Мэдсон [25, С28].
Данную концепцию критиковали за то, что она не учитывала многие данные об отсутствии половых различий по моральным суждениям.
3. Психология мужчины
Разработанность данного раздела ещё более мала чем разработанность психологии женщины. Здесь изучаются те особенности психики, которых нет у женщин. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности.
Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин мужскими гормонами. Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается мизогинией, эмоциональным отчуждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией.
Т. Парсонс и Р. Бейлз [25, С. 31] рассматривали мужскую роль как инструментальную.
Э. Маккоби [29, С. 71] демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской, характеризующейся отделением от всего «женского», это объясняется влиянием более глобальной маскулинной культуры.
4. Гендерная социализация
Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежат З. Фрейду. по мнению Фрейда – женщины завидуют мужской анатомии, должны быть пассивными, зависимыми, подчинёнными, склонными к мазохизму.
Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Идеи З. Фрейда получили своё дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (Х. Когут, О. Кернберг) [43, С. 188].
Я. Йорстад [32, С. 139] в своих работах разделяет явления нормального и патологического нарциссизма.
В рамках когнитивизма известны 3 концепции:
1. «информационной обработки человека» Д. Гамильтона [25, С. 29]
2. «теория схемы» С. Тэйлор и Дж. Крокера [35, С. 234]
3. теория гендерной схемы С. Бэм [7, С. 27]
Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.
Человек стремиться упорядочить своё знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется 3 типа схем: личностные, ситуационные и ролевые. Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребёнок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Понятие андрогинности проблематично с точки зрения гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность и маскулинность существуют внутри человека, что они – независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты.
5. Психология гендерных отношений
Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения – это не только взаимоотношения в группе, но и внутри каждого пола.
Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Э. Маккоби [20, С. 68].
По её мнению, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. В итоге создаются 2 субкультуры: отдельно у мальчиков и девочек.
В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни и наиболее ярко проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегацией появляется другая тенденция – конвергенции полов в различных сферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире – в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительских отношениях.
Теория подтверждается массой экспериментальных данных. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, между сверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнёрами, родителями и детьми.
6. Гендерная психология лидерства
Предмет данной отрасли охватывает изучение различий между мужчинами и женщинами-лидерами, и гендерной социализации лидерства, и психологии женского менеджмента.
Одной из наиболее распространённых зарубежных теорий лидерства является бихевиористическая динамическая модель обмена в диаде «лидер-последователь» LMXГ. Граена [8, С. 137].
По данным Г. Фейрхуста, женщины-лидеры могут формировать с мужчинами-подчинёнными отношения как низкого, так и высокого LMX.
Ситуационно-должностной подход Р. Хауза и Дж. Ханта на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол [30, С. 150].
Результаты, полученные К. Джонсон, показывают влияние формальной позиции на вербальное, а гендерного эффекта – на невербальное поведение.
Концепция гендерного потока, выдвинутая Б. Гутек [10, С. 117–184], в отличии от ситуационно-должностного подхода считает фактор пола доминирующим: он является столь мощным, что распространяет своё влияние на другие роли, в том числе и на лидерскую, заливая, подобно потоку, всё вокруг.
Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумен, С. Сатон) исходит из допущения, что люди и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше [46, С. 58–61].
Концепция инграциации (Р. Лайден, Т. Митчелл) связана с концепцией токенизма. Своё неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать используя впечатляющий менеджмент – способ влияния на людей с помощью слов, действий и взглядов [25, С. 30].
Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) созданная Дж. Бергером, имеет много приверженцев: М. Локхид, К. Холл, Л. Карли, Б. Меккер, Э. Игли. Согласно этой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и в обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина – как низкостатусный индивид [7, С. 17–45].