Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры - художники, поэты.
Тревожные (боязливые) личности.
Такие люди отличаются робостью, неуверенностью в себе, присутствует компонент покорности, униженности. Возможна сверхкомпенсация в виде самоуверенного или даже дерзкого поведения, однако неестественность его сразу бросается в глаза, Боязливая робость может иногда перейти в доверчивость, в которой сквозит просьба: “Будьте со мной дружелюбны”. Временами к робости присоединяется пугливость.
Эмотивные личности.
Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно таких людей называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особенную радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных.
В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко их затрагивают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливо выражает их мимика. Особенно характерна для них слезливость: они плачут, рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной повести. Так же легко у них появляются слезы радости, растроганности. Эмотивным детям нередко нельзя читать сказки, так как при печальных поворотах сюжета они сразу же начинают плакать. Даже мужчины часто не могут удержаться от слез, в чем признаются с немалым смущением.
Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие и вызывают депрессию. Человек эмотивного склада не может “заразиться” весельем в веселом обществе, не может беспричинно сделаться ни смешливым, ни счастливым.
Особый интерес представляет глава “Сочетание акцентуированных черт характера и темперамента”. Автор не ставит перед собой цель показать все возможные сочетания черт характера и темперамента, однако указывает, что их сочетание весьма расширит границы понимания личности.
Можно было бы предположить, что демонстративная личность, склонная к притворству окажется особенно выраженной в сочетании с гипертимностью. Но это допущение справедливо лишь в отношении детского возраста, когда действительно, нередко при такой комбинации жажда активности влечет за собой целый ряд нечестных поступков. У взрослых наоборот, гипертимность нередко ослабляет аморальные проявления. Хитрость, неискренность, притворство не вяжутся с их жизненной установкой.
Сочетание демонстративных черт характера с гипертимической живостью темперамента способствует активации актерских данных в человеке.
Особый интерес представляет сочетание демонстративных и аффективно-лабильных черт, так как и те и другие связаны со склонностью к поэтической и художественной деятельностью. Демонстративные черты характера стимулируют фантазию, аффективно-лабильный темперамент порождает эмоциональную направленность, оказывает смягчающее воздействие на эгоизм истерического плана.
Педантический характер смягчается при сочетании с гипертимическим темпераментом, поскольку последний несколько поверхностен.
Не наблюдается простое суммирование при сочетании педантических и дистимических черт. Однако при этом сочетании специфика и тех и других усиливается, т.е. отклонение от нормы значительнее.
Педантичность и тревожный темперамент относятся к различным психическим плоскостям. Однако если оба вида акцентуации наблюдаются у одного человека, возможен суммирующий эффект. Это связано с тем, что одним из важнейших признаков является страх, особенно в детском возрасте.
Среди сочетаний застревающих черт характера со свойствами темперамента особенно важна застревающе-гипертимическая комбинация. Такие люди никогда не находят покоя, у них все время повышенное настроение.
Особым качеством обладает комбинация застревания и тревожности. Тревожность связана с принижением человеческого достоинства. Такие лица слабы, беспомощны. Застревающие личности не могут этого вынести, они всячески стараются вытеснить, задать их самолюбие очень легко. Так возникает сверхкомпенсация.
Переходя к возбудимым акцентуированным личностям важно, что при сочетании с другими темпераментами иного не возникает, однако возможны любопытные разновидности.
Далее в книге К.Леонгарда следует подробное художественное описание каждого темперамента и акцентуаций.
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ
В гуманистическом подходе выделяют два основных направления. Первое – «клиническое» (ориентированное преимущественно на клинику) представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса (1902-1987). Основоположником второго - "мотивационного" направления является американский исследователь А. Маслоу (1908-1970). Несмотря на некоторые отличия между этими двумя направлениями, их объединяет много общего.
Источники развития. Главным источником развития представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к "САМОАКТУАЛИЗАЦИИ". Развитие личности – есть "развертывание" этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им "САМОАКТУАЛИЗИРУЮIЦEЙСЯ ТЕНДЕНЦИЕЙ", содержит изначально в "свернутом" виде будущие свойства личности человека. Вторая - "ОРГАНИЗМИЧЕСКИЙ ОТСЛЕЖИВАЮЩИЙ ПРОЦЕСС" - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная "СТРУКТУРА Я", которая включает "ИДЕАЛЬНОЕ Я" И "РЕАЛЬНОЕ Я". Эти подструктуры "структуры Я" находятся в сложных отношениях – от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Роджерс, 1994). Цель жизни, согласно К. Роджерсу, реализовать весь свой врожденный потенциал, быть "ПОЛНОСТЬЮ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ ЛИЧНОСТЬЮ", т.е. быть человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.
А. Маслоу выделял два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: "ДЕФИЦИТАРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые прекращаются после их удовлетворения и "РОСТОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ", которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Существуют также потребности промежуточные по своему содержанию - "ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ", связанные с потребностью в других людях. А. Маслоу сформулировал закон поступательного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается поступательно: движение на более высокий уровень происходит в том случае, если удовлетворены (в основном) потребности низшего уровня. Другими словами, если человек голоден (первый уровень потребностей) и у него нет крыши над головой (второй уровень потребностей), то этому человеку трудно создать семью (третий уровень потребностей) и тем более испытывать уважение к себе (четвертый уровень) или заниматься творчеством (пятый уровень). Наиболее важными для человека являются потребности пятого уровня – потребности в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня, называется "ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТЬЮ" (Маслоу, 1999).
Решающий возрастной период. По мнению гуманистов, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Тенденция к самоактуализации – это процесс реализации человеком своего потенциала на протяжении всей жизни. Ранние периоды жизни (детство и юношество) играют, однако, для гуманистов особую роль. При рождении обе подструктуры "СТРУКТУРЫ Я" полностью конгруэнтны (совпадают), и поэтому человек изначально добр и счастлив. Впоследствии "структура Я" усложняется, благодаря взаимодействию с окружающей средой. Расхождения между "реальным Я" и "идеальным Я" у ребенка могут приводить к искаженному восприятию реальности "СУБЦЕПЦИИ", по терминологии К. Роджерса. При сильных и длительных расхождениях между "реальным Я" и "идеальным Я" могут возникать психологические проблемы.
Сознательное-бессознательное в личности. По мнению гуманистов в личности доминирует рациональные процессы, где "бессознательное" возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации.
Свобода воли. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, творец своего счастья.
Субъективное-объективное. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов – не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляет субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.