Подростковый возраст. Проблема подросткового возраста слишком сложна и трудноразрешима, для того чтобы ее можно было бы охватить целиком в этой главе. Мы попытаемся лишь перечислить некоторые ее аспекты.
С наступлением физической зрелости становится ощутимой сильная волна генитальных импульсов; в сексуальной сфере, в дополнение к количественным, происходят качественные изменения. Вследствие этого прегенитальные либидозные
Эмоциональное и инстинктивное развитие 215
побуждения сменяются генитальными. Генитальные желания, а также эмоции, цели и связанные с ними объекты занимают центральное место, тогда как прегенитальные импульсы отходят на задний план. Незамедлительно происходят позитивные изменения во внешнем виде подростка, уходит как дурной сон весь синдром нелепого, агрессивного, извращенного поведения, уступая место более зрелой маскулинной установке.
В норме это биологически обусловленное усиление гениталь-ной сексуальности достаточно сильно для того, чтобы сформировалась нормальная взрослая сексуальность, которая характеризуется желанием генитального контакта, пересиливающего все другие побуждения, тогда как прегенитальные (извращенные) импульсы редуцируются до незначительных второстепенных элементов. Однако для многих индивидов раннее сексуальное развитие и сексуальное воспитание имеют негативный результат. Если ребенок переживает слишком слабое или слишком сильное удовлетворение (из-за чрезмерно строгого воспитания и подавления или из-за вседозволенности и совращения), возникает сильная фиксация на том или ином прегенитальном желании, которое теперь действует как разрушительный элемент, мешает достижению генитальной сексуальности и становится причиной множества подростковых отклонений.
Одновременно с перестройкой сексуальной сферы в эмоциональной сфере возникает другая, не менее сложная задача. Подросток наконец отказывается от объектов, которые волновали его в прошлом (мать, отец; сестры и братья как их более поздние заместители), и концентрирует свои желания на других объектах вне семейного круга. Этот процесс, что вполне закономерно, проходит не гладко. Многие подростки оказываются способны разорвать семейные узы только в насильственной форме, переходя от любви к ненависти, что часто сопровождается бунтом против родителей во всех сферах повседневной жизни. Некоторые не могут вырваться из семейных уз и выбирают фигуру отца или матери в качестве своего сексуального партнера. Другие могут функционировать нормально в сексуальном и эмоциональном плане только после того, как найдут объект прямо противоположный тем, кого они любили в детстве (по внешнему виду, социальному статусу, моральным
216 Раздел IV. Развитие ребенка
нормам и т. д.). У мальчиков с фемининными установками iw отношению к отцу в этом возрасте развивается пассивная гомосексуальная установка. Юношеский временный гомосексуализм, как переход к гетеросексуальности, встречается очень часто.
Трудности, которые встают перед нормальной инстинктивной и эмоциональной жизнью взрослого, очень разнообразны.. Трудно найти иной способ их изучения, чем тот, который основан на понимании инфантильного развития, в котором они, коренятся.
Метод наблюдения в исследовании развития детей 217
Метод наблюдения в исследовании развития детей1
В своей воодушевляющей вступительной речи к нашему симпозиуму Эрнст Крис обозначил те вопросы, по которым может
/'•fifTVtCiT'l./^ci 'тт/~\ттг^т'т>*~*гм.гт-ттт л~\г\лло1л т^дтопт.гститт тт/-» тт/ч^гт-пттт т"цт ттпг^-
^"-'V/ Л. \Jfi Л. и-^/лл. H..II-\Jf^\J Д. U^J^HiU^Xl. \J\J i-4.\^ Л. I 1»А±1.1--ДЛДЛУД.1»ЩАЛ *-^ 11 l-l^JI UJ,HAJH»1 liL/U
блемам аналитической детской психологии. Поскольку мое собственное участие в дискуссии связано с непосредственным наблюдением детей младшего возраста в Хэмпстедской детской клинике во время войны (A. FreudandBurlingham, 1942, 1943), я особенно признательна ему за его замечания по поводу деятельности такого рода. Для аналитика, в своей практике привычно имеющего дело с латентным, подавленным, или бессознательным материалом, который должен быть выведен в сознание при помощи кропотливой психоаналитической работы, смещение научного интереса в сторону использования метода наблюдения очевидного внешнего поведения воспринимается не без опасения.
Для нас, психоаналитиков, сведения о поведении не представляют самостоятельной ценности. Мы задаемся вопросом, могут ли только наблюдения вне аналитического контекста привести к открытиям в области основных процессов и тенденций развития личности и могут ли они вследствие этого дополнять данные, полученные в процессе аналитических исследований детей и взрослых. Нелишне напомнить, что наши теоретические знания о детях далеко не всегда рождаются в результате взаимодействия аналитика с пациентом, как мы иногда склонны думать. Нельзя, конечно, отрицать, что основные сведения относительно фаз развития либидо, Эдипова и кастрационно-го комплексов были получены именно в процессе психоаналитических исследований нормального, невротического и пси-хотического типов личности взрослых и детей с применением психоаналитических техник: метода свободных ассоциаций,
' Доклад к симпозиуму по проблемам детского развития, проходившему в Сток-бридже (апрель, 1950).
Текст дан по изданию: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Т. II. М., 1999. С. 226-243.
218 Раздел IV. Развитие ребенка
интерпретаций сновидений и проявлений переноса. Однако позднее основные данные были дополнены сведениями, полученными не совсем аналитическим путем. Когда в среде психоаналитиков распространились данные, касающиеся детской сексуальности и ее трансформаций, начали проводиться непосредственные наблюдения за детьми. Сперва подобные наблюдения проводились родителями и психоаналитиками либо во время сеансов психоанализа, либо дома над своими собственными детьми. Результаты наблюдений регулярно попадали в , специальные разделы психоаналитических журналов того времени. Когда психоанализ, начали широко применять в сфере воспитания, обычным явлением стало использование аналитических методов в работе учителей и персонала детских садов.
Проведение наблюдений этими профессионально подготовленными людьми имело существенное преимущество, заключающееся в большей объективности и эмоциональной беспристрастности по сравнению с родителями, исследующими поведение своих собственных детей. Еще одно преимущество заключалось в том, что можно было изучать целые группы детей, а не только отдельного ребенка. Дополнительный источник информации стал доступен с началом использования психоанализа в работе с малолетними преступниками и правонарушителями. К тому же персонал соответствующих учреждений был сам подвергнут аналитическому исследованию, специально подготовлен и настроен на проведение наблюдений под руководством специалистов. Общей чертой для всех этих групп исследователей являлось то, что они проводили наблюдения, опираясь на свой личный опыт и профессиональную подготовку. Помимо этого, их научная работа была тесно связана с практической деятельностью: воспитанием, обучением или терапией детей. Полученные результаты помогли существенно восполнить наши знания, хотя, как утверждает Эрнст Крис, это и «не привело к открытию Америки». Именно к такой категории исследований относятся наблюдения, проводившиеся в Хэмп-стедской детской клинике (1940-1945 годы).
Далекие от совершенства, лишенные заранее спланированной стратегии, они были всего лишь «побочным продуктом» напряженной работы, проводившейся с детьми во время войны.
Метод наблюдения в исследовании развития детей 219
Ввиду отсутствия финансирования, необходимого для ведения наблюдений, записи и классификации данных, все исследования приходилось выполнять добровольцам в свободное от работы время. Если не учитывать эти негативные моменты, можно с уверенностью утверждать, что условия клиники были идеальными для проведения наблюдений.
Персонал имел возможность круглосуточно общаться с детьми. Обстоятельства позволили принимать десятидневных малышей и наблюдать большинство из них на протяжении длительного времени. Примерно одна пятая всех детей поступила в клинику вместе с матерями, которые оставались там от нескольких дней до нескольких лет. Такое положение дел позволило изучать детей практически с рождения в различных условиях: в общении со своими матерями и полностью лишенных материнского ухода, находившихся на грудном и искусственном вскармливании; переживавших разлуку с близкими или радость воссоединения с объектами своей любви; в общении со взрослыми (людьми, заменявшими им мать и воспитателями) и строящими отношения со своими сверстниками. Исследователи могли непосредственно наблюдать отдельные фазы развития либидо и агрессивности, отнятие от груди и приучение к туалету; возникновение речи и разнообразные проявления это. Ненормальные обстоятельства жизни детей (отсутствие отцов, полноценного семейного окружения, невозможность наблюдать нормальную сексуальность родителей, подражать им и идентифицировать себя с ними) помогли выявить особую важность определенных факторов, так как их отсутствие оказывало деформирующее воздействие на детей.
Существовало еще одно дополнительное преимущество. Оно заключалось в том, что небольшую группу высококвалифицированных сотрудников (5-6 человек на 80 младенцев и детей старшего возраста) дополнял штат, состоящий из молодых людей, не имевших специальной подготовки для такой работы, не владевших также и альтернативными методами, но жаждавших проявить себя на поприще образования и научной деятельности, связанной с наблюдениями. В процессе обучения обращению с детьми они постигли ровно столько основ детской психоаналитической психологии, сколько позволял имеющийся материал, то есть ее квинтэссенцию.