Основанием для введения понятия "архетипы" послужила психиатрическая практика Юнга. Он обнаружил некоторое общее содержание в фантазиях больных и одинаковую последовательность в их чередовании. Психическое развитие индивида Юнг рассматривает как процесс, детерминируемый изнутри и направленный на раскрытие того, что изначально заложено в бессознательной сфере индивида, К. Г. Юнг выступил с концепцией глубинной психологии: "Безмерно древнее психическое начало образует основу нашего разума точно так же, как строение нашего тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих"*.
* Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. С. 65.
К. Г. Юнг выделил два типа личности – экстравертированный и интровертированный (от лат.extra – вне и intro – внутрь). Экстравертированный тип личности отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя, пониженной значимостью для него субъективного мира. Этот тип личности отличается повышенной социальной адаптацией, активным воздействием на социальную среду, адекватным отражением своих социальных связей, оптимальным уровнем притязаний. Интровертированный тип личности характеризуется преимущественной обращенностью сознания личности на внутренний мир, приданием ему высшей ценности, повышенным самоанализом, недостаточной адаптированностью к социальной среде.
Другим направлением психоанализа стало учение Альфреда Адлера (1870–1937) – австрийского психолога, создателя индивидуальной психологии: концепции внутреннего единства психической организации личности, обусловленного ее стремлением к успеху, самореализации, социальной идентификации. Осознавая свои дефекты, личность стремится, по Адлеру, компенсировать их, прибегая к гиперкомпенсации. Все это и образует "психические комплексы" индивида, сферу его подсознания, стиль жизнедеятельности. Развивающийся у личности "комплекс неполноценности" (термин введен Адлером) может быть причиной невроза. Адлер, в отличие от Фрейда, связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер объяснял ее неспособностью к социальной кооперации.
Наряду с рассмотренными направлениями классического психоанализа в 30-х годах возникает широкое направление неофрейдизма.
Наиболее крупным представителем неофрейдизма является Эрих Фромм (1900–1980) – немецко-американский психолог, основатель гуманистической психологии. Трагизм человеческого рода Фромм усматривает в его освобожденности от инстинктивной предопределенности поведения.
Оставаясь частью природы, человек в то же время вытеснен за ее пределы. Осознавая себя, человек постоянно осознает ограниченность своего существования. Ум человека и его естественная природа двойственны. Человек не может прожить спокойно, лишь повторяя образцы поведения своего вида, он должен жить сам. Существование человека – нескончаемая цепь решаемых проблем. Эта экзистенциальная, сущностная противоречивость человека порождает у него постоянное чувство неустойчивости, напряженности. У человека нет экологической ниши. Его "ниша" – общечеловеческая культура. Но и здесь его подстерегают опасности.
"Коротко говоря, – пишет Фромм, – человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие и каким они его ожидают увидеть. Противоречия между "Я" и миром пропадают, а вместе с тем – сознательный страх одиночества и бессилия. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных. Они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от нее. Человек, который уничтожил свое индивидуальное "Я" и стал автоматом, идентичным с миллионами других автоматов вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревожности. Однако цена, которую он платит, велика – это потеря самого себя"*. Люди подсознательно подчиняются ожиданиям других людей.
В конце концов это приводит к замене собственного "Я" на псевдо-"Я". И часто люди подавляют лучшие качества, заменяя их навязанными извне суррогатами чувств и мыслей. Мы есть то, говорит Фромм, чем мы должны быть в соответствии с потребностями общества, в котором живем.
*Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
Фромм отверг постулат Фрейда об изначальной порочности человеческой природы. Он показал, что экономические, идеологические и психологические факторы находятся во взаимодействии. На изменения внешней обстановки человек реагирует не сексуальными рефлексами, а изменением самого себя. Фромм выступил как гуманизатор психологии, придал ей социокультурную направленность. Человек, по Фромму, является пленником не инстинктивных побуждений, а созданных им политических институтов и идеологом. Сам по себе человек не является ни плохим, ни хорошим. Он открыт для самосозидания в любом направлении.
Человек – единственное животное, для которого собственное существование – проблема.
Само существование человека выступает, по Фромму, в двух противоборствующих модусах – быть и иметь. Существование в модусе иметь заглушает коллизию человеческого бытия, обеспечивает ему иллюзорную самодостаточность. Тенденция иметь стимулируется и его биологической природой. Тенденция быть черпает силы в человеческой духовности, обусловлена глубинными подлинно человеческими потребностями*.
* См.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986; он же. Душа человека. М., 1992; он же. Психоанализ и этика. М., 1993.
Таковы вкратце взгляды основоположника гуманистического психоанализа Эриха Фромма, которого считают и отцом экзистенциальной психологии (от лат. existentia – существование). Экзистенциальная психология предполагает анализ личности во всей полноте и уникальности ее бытия*. Являясь одним из направлений гуманистической психологии, она акцентирует внимание на проблеме жизни и смерти, проблемах общения, любви и одиночества, поиска смысла существования.
* Гуманистическая и экзистенциальная психологии возникли на основе персоналистической психологии и являются ее продолжением. Начало этого психологического направления было положено в конце 30-х годов немецким психологом Вильямом Штерном (1871–1938). Центральным понятием психологии является, по Штерну, понятие о личности как о целесообразующей целостности. В США персоналистическое направление было продолжено А. Маслоу (1908–1970), Г. У. Олпортом (1897–1967) и др.
Объектом исследования психологи-персонологи сделали личность, стремящуюся к самоисполненности. Однако человека персоналисты трактуют как носителя изначально заданной "человеческой природы".
В середине XX в. формируется школа необихевиоризма.
Один из лидеров необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886–1959) предпринял попытку соединить идеи бихевиоризма с идеями гештальтпсихологии и фрейдизма, введя в строгий бихевиоризм Уотсона понятие внутренних переменных – мотив, цель, построение и проверка гипотез. Рассматривая не отдельные поведенческие реакции, а целостный поведенческий акт, преодолевая механистический взгляд строгого бихевиоризма на формирование навыков, Толмен выделил познавательный компонент научения. Он установил, что научение может происходить и без подкрепления (скрытое научение)*. Большую известность приобрело исследование Э. Ч. Толмена "Целевое поведение у животных и человека" (1932 г.).
* Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Концепция Толмена о внутренних переменных была поддержана и развита Кларком Леонардом Халлом (1884–1952), экспериментально исследовавшим формирование понятий и навыков ("Система поведения", 1952 г.). Выступая как лидер американской психологии 30–50-х годов, Халл пытался создать новую психологическую систему, интегрированную с нейрофизиологией.
Отдельные элементы этой новой психологической парадигмы были взяты на вооружение многими психологами и даже нейрофизиологами. Так, еще в 40-х годах в работе "Принципы поведения" (1943 г.) Халл выявил многие механизмы саморегуляции организмов. Для приспособительного действия, постулирует Халл, необходимы как некоторое состояние организма, так и соответствующее воздействие среды, которые должны совпасть, чтобы вызвать реакцию эффекторных органов. Халл выдвинул плодотворную идею "афферентного нервного взаимодействия", согласно которой реакции организма осуществляются в соответствии с тем, какие нервные ансамбли возбуждаются данным стимулом*.
* См. : Холл К. Л. Принципы поведения // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986. С. 38–58.
В развитии общей теории регуляции человеческого поведения значительную роль сыграла теория "поля" немецкого психолога, эмигрировавшего в США, Курта Левина (1890–1947). Будучи руководителем центра по изучению групповой динамики при Массачусетском технологическом институте и контактируя с Винером, разрабатывавшим в то время в том же институте основы кибернетики, К. Левин исследовал проблему групповой динамики. Используя физическое понятие "поле", Левин ввел понятие психологического пространства. Жизненное пространство индивида Левин рассматривал как некое целостное поле, внутри которого возникают и взаимодействуют психологические силы – стремления, уровни притязаний, лидерские проявления, конфликты. Эти силы имеют определенную величину, направленность и точки приложения (Левин предложил обозначить их математическими знаками). Одни районы поля притягивают индивида, другие его отталкивают, т. е. имеют отрицательную или положительную валентность. Указанные силы организуют мотивационную структуру индивида. Для ее исследования Левином была разработана специальная экспериментальная методика. Поведение личности он связал с процессами групповой динамики. В связи с этим им были разносторонне исследованы психологические проблемы лидерства и межличностных конфликтов.