Смекни!
smekni.com

Сон как предмет психологического исследования (стр. 5 из 8)

Синдром центральных апноэ во сне (СЦАС) - значительно более редкое клиническое состояние. Составляет менее 10% от общего числа случаев синдромом апноэ во сне. Наиболее характерным проявлением СЦАС, в отличие от СОАС, являются жалобы на частые ночные пробуждения. Как следствие этого, у больных появляется и дневная сонливость. Показано, что СЦАС так же, как и СОАС, сопровождается сердечно-сосудистыми нарушениями, однако менее выраженными в связи с отсутствием изменений внутригрудного давления. Нарушения дыхания во сне центрального характера часто выявляются у больных застойной сердечной недостаточностью и разнообразными неврологическими заболеваниями (мозговые инсульты, мультисистемные атрофии, полинейропатии). Для лечения СОАС также (однако, с меньшим эффектом) используют методы вспомогательной вентиляции (СиПАП и его разновидности). В ряде случаев весьма эффективной может оказаться лекарственная терапия - ацетазоламид или теофиллин.


Синдром центральной альвеолярной гиповентиляции - состояние, характеризующееся снижением насыщения крови кислородом во время сна при сохранности механических свойств лёгких. При этом часто выявляется нарушение чувствительности рецепторов к кислороду и углекислоте. Это состояние редко диагностируется, так как при нём часты апноэ, что позволяет относить его к СОАС или СЦАС. Основными жалобами больных синдромом центральной альвеолярной гиповентиляции являются частые пробуждения из сна, ощущение "невыспанности" и головные боли по утрам. Выделяют первичный (идиопатический) и вторичный (чаще всего вследствие неврологического поражения). Лечение этого расстройства разработано недостаточно, применяются методики использующиеся для лечения СЦАС.


Синдром врождённой центральной гиповентиляции - ещё более редкое состояние, когда нарушения вентиляции усугубляющиеся во время сна, наблюдаются с первых месяцев жизни. У таких детей часто выявляются другие пороки развития (нейробластома, болезнь Гиршпрунга). С возрастом происходит постепенное "дозревание" хеморецепторных систем и, считается, что с 4-5 лет такие дети уже не требуют госпитализации при каждой респираторной инфекции.

Сноговорение. Представляет собой произнесение слов или звуков во время сна в отсутствие субъективного осознания эпизода. Эпизоды сноговорения имеют место в любой стадии сна, чаще во время неглубокого медленного сна (1 и 2 стадии). Известно, что они представляют собой доброкачественный феномен, встречается у большинства людей в течение жизни, однако в детском возрасте значительно чаще, чем во взрослом. Так, в категории "часто или каждую ночь" сноговорение имело место у 5-20% детей и у 1-5% взрослых в общей популяции. Специальное лечение не проводится.

Бруксизм. Бруксизмом называют эпизоды скрежетания зубами во время сна. Скрежетание зубами обычно происходит один раз в секунду и продолжается 5 сек. или дольше. Затем эти эпизоды повторяются в течение ночи. Они могут иметь место в любой стадии сна, на ЭЭГ и ЭМГ в это время регистрируются типичные двигательные артефакты. Причины скрежетания зубами неизвестны. Отмечается семейный характер наследования этого расстройства - по нашим данным 18% родственников пациентов имели в детстве или имеют в настоящее время подобные эпизоды. Как и в случае сноговорений чаще этот феномен отмечался у мальчиков. Так же прослеживается и ассоциация учащения эпизодов скрежетания зубами с дневными эмоциогенными ситуациями. Не было отмечено связи бруксизма и наличия глистной инвазии у ребёнка (распространённый миф). У детей бруксизм очень редко приводит к повреждению (стиранию зубов), поэтому специальное лечение обычно не проводится. Используются ноотропные и седативные средства. Иногда приходится подбирать специальную зубную шину.

ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СНА

Физиологические процессы, свойственные стареющему организму, приводят к изменению архитектоники сна, его стадий и ритмики. В среднем возрасте электроэнцефалографическая модель сна состоит из 4-5 циклов повторяющихся фаз сна: I - дремота, II - засыпание, III - IV - стадии медленных волн, обеспечивающих наибольшую глубину сна и V - стадия быстрых движений глаз (БДГ). В старости наибольшие изменения претерпевают фазы медленных волн сна в виде снижения их амплитуды и сокращения их обшей продолжительности. Длительность фазы БДГ сна также значительно снижается, а ее качество ухудшается. Наконец, в течение всего сна отмечаются частые нарушения последовательности смены фаз и общее уменьшение количества циклов. Сон становится поверхностным с частыми пробуждениями среди ночи, сокращается его общая длительность, раньше наступает утреннее пробуждение.
Связанное с возрастом увеличение времени бодрствования среди ночи и ухудшение качества ночного сна вызывают соответственно дневную сонливость и потребность во сне в дневное время. Иногда в периоде глубокой старости эта тенденция может приводить к переходу от нормального двухфазного циркадного ритма сна - бодрствования к постнатально-подобному полифазному ритму. Кроме того, позднему возрасту свойственен сдвиг времени сна к более раннему засыпанию и более раннему пробуждению, вследствие чего старики становятся в большей степени "жаворонками", чем "совами".

Широко распространено мнение, что с возрастом люди спят меньше, чем в молодости. Американский врач П. Тиллер провел в связи с этим наблюдения над 83 людьми в возрасте свыше 60 лет. Своих пациентов он разделил на две групы. В одну вошли люди с жалобами на ряд функциональных расстройств: утомляемость, нервозность, головокружение, отсутствие аппетита. Вторую группу составили практически здоровые. Оказалось, что люди из первой группы спали по 7 часов и меньше, тогда как продолжительность сна во второй группе была не менее 8 часов (не считая дневного сна). Тиллер решил увели­чить продолжительность сна пациентам из первой груп­пы на несколько часов в сутки. Сначала им было трудно привыкнуть к новому режиму, но вскоре их организм приспособился, и они стали спать дольше. Спустя ко­роткое время признаки недомогания у них исчезли, и они почувствовали себя значительно лучше. На основании это­го эксперимента Тиллер сделал вывод, что по мере старе­ния человек должен увеличивать, а не сокращать продол­жительность своего сна. Советский ученый Г. Цицишвили установил, что продолжительность сна долгожителей Кав­каза составляет минимум 9 и максимум 16–17 часов, а в среднем они спят по 11–13 часов. Ученый считает, что продление времени сна в пожилом и старческом возрасте физиологически оправдано, так как адаптивные и про­граммирующие процессы в этом периоде протекают значи­тельно медленнее.

Освежающее действие сна оказывается более выра­женным, если его продолжительность укладывается в полуторачасовые промежутки (1,5–3,0–6,0–7,5–9 ча­сов и т. д.). Цикл ночного сна, содержащий фазы медленного и быстрого сна, длится примерно полтора часа. В конце каждого цикла наблю­дается период повышенной активности организма. Про­буждение в этот момент облегчает вхождение в состояние бодрствования, так как сопровождается повышенным фи­зическим тонусом и субъективным ощущением достаточ­ности сна.

Глава 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СНЕ

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

В древние времена сон воспринимался не так, как сейчас. Люди верили, что сновидения являются откровениями богов, а события, увиденные во сне, воспринимали как реально существующие.

У многих народов длительное время сохранялось представление о том, что во сне людей посещают духи предков и управляют их повседневной жизнью. Особое значение уделялось содержанию сновидений, ими руководствовались при проведении обрядов, церемоний, при решении общественных вопросов.

Во II веке до н. э. древнегреческий писатель Артемидор Эфесский изложил накопившийся к тому времени опыт толкования снов в руководстве под названием «Толкование снов». В этом руководстве уже делаются различия между сновидениями, имеющими смысл для толкования будущего, и сновидениями, возникшими по физиологическим причинам. Выделяются также сновидения, позволяющие определить душевное состояние человека.

Демокрит высказал мысль о том, что сущность сновидений заключается в продолжении автоматической работы мозга.

Сократ верил в божествен­ное происхождение сновидений и допускал, что сны мо­гут предвещать будущее.

Аристотель посвятил проблеме сна трактаты «О сне» и «О вещих снах», в первом из которых попытался дать физиологическое объяснение сна, без ссылок на вмешательство души или духов. Сон, по мнению Аристотеля, является реакцией организма на концентрацию теплоты в теле. Аристотель отрицает божественное происхождение сновидений. По его мнению, сновидение – это результат деятельности органов чувств.