Сновидения – это частичная деятельность угнетенной во время сна мозговой коры, вызываемая различными раздражениями внешних или внутренних органов чувств, – таков смысл положений доктора Окса, высказанных сто лет назад, но уже приближающихся к современному учению о сне и сновидениях, экспериментально обоснованному Павловым и его сотрудниками. Ошибался Окс только в понимании причин, приводящих к угнетению мозговых клеток во время сна. Он (как почти все его современники) полагал, что такой причиной является самоотравление мозговых клеток продуктами обмена веществ – “гипнотоксинами”, которые накапливаются в крови и в клетках во время бодрствования и действуют усыпляющим образом, подобно наркотикам. На самом деле мы засыпаем еще до того, как успеют накопиться ядовитые продукты обмена. Мы можем сладко вздремнуть даже утром, после достаточно длительного ночного сна, когда о “гипнотоксинах” не может быть и речи. И только в исключительных случаях, когда бодрствование, поддерживаемое искусственными приемами, продолжается несколько суток подряд, когда потребность в сне становится болезненной, непреодолимой, – только тогда фактор самоотравления начинает играть главную роль.
Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд предполагал, что сновидения символизируют бессознательные потребности и беспокойства человека. Он утверждал, что общество требует от нас подавлять многие из наших желаний. Мы не можем воздействовать на них и порой вынуждены скрывать их от самих себя. Это нездоровое и подсознательное стремление обрести равновесие, представить свои желания сознательному разуму в виде снов, находя таким образом выход подавляемым потребностям.
Швейцарский коллега Фрейда Карл Густав Юнг видел различные образы сновидений как полные значения символы, каждый из которых может быть по-разному интерпретирован в соответствии с общим контекстом сна. Он верил, что в состоянии бодрствования подсознание воспринимает, интерпретирует события и опыт и учится по ним, а во время сна сообщает это «внутреннее» знание сознанию посредством системы простых визуальных образов. Он попытался классифицировать образы сновидений по их символическому значению. Он верил, что символы в системе образов сновидений присущи всему человечеству, что они были сформулированы в течение эволюционного развития человеческого мозга и передавались через поколения по наследству.
Сон со сновидениями – разновидность неполного торможения коры больших полушарий. Если сон глубок, то кора глубоко заторможена и импульсы возбуждения, приходящие в нее от органов чувств, тут же заглохнут. Сновидений не будет. Ближе к утру, когда клетки коры достаточно отдохнут, охранительное торможение ослабевает и проникающие в нее импульсы возбуждения перебегают от одной группы клеток к другой и, растормаживая их, вызывают образы, преимущественно зрительного характера, которые мы называем сновидением.
ГИПНОЗ
В обыденном сознании гипноз часто связывается с сеансами иллюзионистов и фокусников. Такого рода представления отличаются яркой зрелищностью. Термин “гипноз” введен шотландским врачом – хирургом Бредом и происходит от греческого слова, означающего “сон”. Действительно, гипнотизер как бы усыпляет гипнотизируемого, вводит его в состояние неполного сна, во время которого последний слышит голос гипнотизера и выполняет его команды. Гипнотизируемый может двигаться и выполнять различные действия, которые ему внушены и которым он не сопротивляется, поскольку не воспринимает их критически.
Явление, которое сегодня мы называем гипнозом, было известно тысячи лет назад. Например, его использовали эллины в храме бога здоровья Асклепия. Судя по древним источникам, больные приходили в этот храм, засыпали и просыпались здоровыми. Этот лечебный сон, вероятно, и был гипнозом. Во время сна жрецы внушали больным, что они излечились. Из сведений, дошедших до нас, мы узнаем, что большинство больных слышали ночью голоса или же видели перед собой образ мужчины, принимая его за самого бога Асклепия.
Вот что пишет о гипнозе Л. Васильев: «В средние века скудные сведения древних народов о гипнотическом сне были утрачены, приемы гипнотизирования забыты. И только в эпоху Возрождения наука вновь обратилась к явлениям гипнотизма, причем сперва в опытах на животных. Так, в первой половине XVII в. появились в печати сообщения немецких ученых Швентера и Кирхера о "заколдованном состоянии курицы", иначе - "чудесном эксперименте". Суть дела заключается в том, что достаточно, крепко держа птицу руками, осторожно придавить ее голову к полу и оставить ее на некоторое время в таком положении, чтобы курица пришла в состояние неподвижности, расслабления, как бы глубокого сна, из которого ее можно вывести лишь резким толчком или громким звуком» (Васильев Л.Л., 1984).
Участие различных групп нервных клеток в процессе возбуждения определяет целостную деятельность организма. Наряду с процессом возбуждения действует процесс торможения. От соотношения возбужденных и заторможенных нервных клеток зависит, например, сила сокращения в соответствующей мышечной группе. От распределения возбуждения и торможения в различных двигательных клетках зависит, какие мышечные группы сокращаются. В рассмотренном нами случае акинезии при сверхсильном раздражителе происходит торможение в тех областях головного мозга, которые связаны с движением. Это нормальный защитный механизм в работе нервной системы, предохраняющий нервные клетки от истощения и гибели. Таким образом, акинезия в обстановке повышенной опасности, с одной стороны выступает как защитное поведение, а с другой, ”выключая” нервную систему, предохраняет последнюю от полного истощения.
Торможение коры головного мозга объясняет механизм гипноза лишь в общих чертах. Хотя методика введения в состояние гипноза может быть самой разной, тем не менее можно выделить следующие основные группы методов: первая – методика сильного воздействия, разработанная знаменитым французским невропатологом, психиатром и гипнотизером Шарко. Он использовал такие раздражители, как внезапный грохот за спиной того, кого собирался гипнотизировать, вспышка пламени перед его глазами или неожиданный толчок и падение на руки гипнотизера. Эта техника в определенной степени аналогична ситуациям, приводящим к акинезии у животных; вторая методика состоит в однообразном повторении воздействия: фиксация глазами блестящего предмета, однообразный шум или тихая музыка, поглаживание лба или висков (так называемые пассы); третья методика заключается в словесном внушении состояния расслабления, особое значение имеет связь с голосом гипнотизера: “ Полностью расслабьтесь. Закройте глаза. Вы засыпаете. Веки становятся тяжелыми; ноги расслабленными и тяжелыми, вы не можете их поднять. Сейчас вы полностью расслаблены, засыпаете и вы слышите только мой голос Выполняйте все, что я вам скажу” и т. д.
Некоторые методики проведения гипноза сочетают в себе воздействие двух и более таких групп (например, шумы и поглаживания, словесное внушение и музыка). Раскрытые пальцы и протянутые руки гипнотизера, которые гипнотизируемый фиксирует взглядом, иногда действуют гораздо сильнее постоянного индифферентного раздражителя. Они являются тем жестом, который “поражает”, как бы воплощая в себе силу воздействия гипнотизера.
Не только жест, но уже само появление гипнотизера, которого знают и ждут, может действовать как раздражитель, относящийся к первой группе. В лечебной практике был такой случай: в клинику обратился пациент с параличом левой ноги и потерей в ней чувствительности. Он не чувствовал уколов, при укалывании иглой в ноге отсутствовало кровотечение. В средневековой Европе подобное явление считалось верным признаком вселения дьявола. Сегодня известно, что это признак истерического невроза. После успешного сеанса гипноза больной освободился от паралича, и чувствительность ноги восстановилась. Он благодарил, но попросил по возможности не входить к нему в палату, потому что ему становится страшно и он цепенеет. Позже он говорил больным, что, по его мнению, это лечение связано с дьявольскими силами. Подобный эффект в практике гипноза не является редкостью. Известность психотерапевта и ожидание (готовность, внушаемость) пациента создают благоприятные условия для гипнотического сеанса.
Внушаемость можно усилить, если сеанс проводить во время сна. Во время сеанса тихим голосом, который затем постепенно усиливается, произносятся слова внушения. Вероятно, в древности этот способ внушения использовался во время сна в храме.
Васильев пишет о введении в состояние гипноза: «Словесное внушение сна, которое само по себе является монотонным звуковым раздражителем, действующим как через вторую, так и через первую сигнальные системы, обычно сопровождается еще и другими однообразными ритмическими или длительными слабыми раздражениями. Такими раздражениями могут быть: фиксация взгляда на блестящих предметах, звуки метронома или зуммера, легкое поглаживание кожи или так называемые пассы – прием, применявшийся еще старинными магнетизерами. Пассы - многократно повторяемые движения рук усыпляющего перед лицом и вдоль туловища усыпляемого - производятся теплыми руками без прикосновения к коже и представляют собой очень слабый массаж кожи теплыми воздушными волнами, возникающими при движении рук гипнотизера. В настоящее время движения рук с успехом заменяются "светотепловыми пассами", производимыми при помощи электронагревателя или синей электрической лампочки на свободном шнуре. Лиц с повышенной внушаемостью (истеричных больных, алкоголиков и др.) удается погружать в гипнотический сон очень быстро посредством неожиданных сильных раздражений. Шарко применял для этого звонкий удар в гонг; могут быть использованы также внезапная вспышка яркого света, повелительный окрик, приказ гипнотизера "спать!" В опытах с гипнотизацией животных применяют мгновенное переворачивание их на спину, производимое при помощи особого аппарата».