В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна знакомая мне группа юных журналистов, в основном девочек, обслуживала (в смысле - работала в качестве журналистов) по моей просьбе одно из мероприятий геймеров. Только что эти журналисты участвовали в большой подростковой экономической игре, где были всегда в эпицентре происходящего и завоевали всеобщее внимание и любовь. С геймерами же дела не заладились с самого начала и общий язык между двумя этими группами приходилось находить буквально "со скрипом". Те и другие друг друга не понимали. Журналистки никак не могли взять в толк - какой интерес находят эти замкнутые ребята в компьютерных играх, а "геймеры" никак не могли понять - зачем здесь крутятся эти нахальные журналистки - женского пола- Конечно же, с возрастом, острота непонимания будет сглажена, но глубинная характеристика кибернетчиков, заключающаяся в их некоторой отдаленности от окружающих, аутичности, непонятности их интересов и увлечений, все равно остается. Общий язык с "остальным миром" кибернетчики и во взрослом состоянии находят с трудом.
Этот вопрос надо отрегулировать- Нетрудно понять, что ИМЕННО под влиянием указанных особенностей характеристик поведенческой культуры кибернетчиков (в нашем случае - членов компьютерных игровых клубов) формируются правила и ценности субкультуры КИБЕРНЕТА (в нашем случае - субкультуры компьютерных клубов). Они возникают по давно известным социально психологическим механизмам. Например, что чаще всего и делается, они могут насаждаться наиболее сильными и хорошо организованными руководителями и членами компьютерного клуба, его элитой. Эти лица, которыми могут двигать и эгоистические и иного рода мотивы, определяют не только режим работы клуба, членства или стоимость входных билетов, но и правила по которым проводятся соревнования, составляются рейтинги, решаются конфликтные ситуации. Как правило, подобное "навязывание" сначала идет в сугубо оперативном режиме, по технологии "прецендента". Но затем, лидеры пытаются составить своеобразный устав клуба и кодекс поведения геймера, на основе которого они и пытаются манипулировать всей жизнью клуба. Со временем эти кодексы, обрастая мифами и легендами, могут уже принимать характер документов "освященных" всей клубной традицией.
В дальнейшем, в формировании правил и ценностей, регулирующих жизнь "клубников" начинает играть так называемое местное самоуправление, т.е. группа наиболее авторитетных членов клуба (лидеров кланов), которую, стремясь удержать власть и доходы, молодые бизнесмены пытаются привлечь к руководству клуба. Нередко эта новая прослойка приближенных занимает в иерархии клуба какие-либо престижные и значимые для них места . Например, такими "нишами" для них могут быть позиции администратора игрового зала или администратора сети, под которой понимается достаточно несложная деятельность по настройке вышедших из строя компьютеров, сети, а также деятельность по установке и удалению игровых программ.
Значительно более сложные способы формирования норм и правил поведения появляются тогда, когда в отношения друг с другом начинают вступать отдельные клубы или, того более, руководители клубов начинают искать дефицитные для существования их заведений ресурсы.
Такие как деньги, новая техника, помещения. Здесь от руководства клубов требуется знание и понимание достаточно сложных политических и юридических способов взаимодействия и выстраивания отношений. И обратиться к такого рода формам поведения без помощи более продвинутых в бизнесе и политике лиц, молодые руководители клубов, как правило, в большинстве своем не могут из-за чего и случаются всякого рода "клубные катастрофы" не только снижающие ценность и значимость клубов для потенциальных клиентов, но и разрушающих их до основания.
Нормы и правила, возникающие в жизни игровых клубов, подобно законам в государстве, упорядочивают систему внутренних и внешних отношений геймеров, хотя и носят неформализованный и подчас просто стихийный характер-.
Из всего того, что мы сказали чуть выше, следует, что "законы", "нормы" существования компьютерных игровых клубов ВРЯД ЛИ значительным образом отличаются от "законов" и "норм" существования других подростковых и молодежных "клубов". Пожалуй - здесь "все тоже самое", а именно: наличие диспозиции (некоторая система принятых ориентиров внутриклубного поведения, что разрешается, а что запрещается в поступках и поведении), экспектации (ожидания) - развиваемая все время система требований относительно норм исполнения социальных ролей индивидом (какое поведение конкретного индивида приемлемо для клуба, чего она от него ждет!) и санкции (одобрение, поддержка правильного поведения, соответствующего ожиданиям группы, а также занимаемому положению в иерархии и предписываемому ролевому функционалу; порицание, наказание за поведение не соответсвующее ожиданиям группы, приписываемому статусу и ролевому функционалу).
Однако, нередки случаи, когда предписываемые членам клуба, "тусовки" нормы не отличаются своей четкостью, что нередко приводит к конфликтам с "нарушителями поневоле". Мне известен один случай, когда руководитель клуба "взял" (в кавычках, потому что юридическими критериями там и не пахло) на работу администратора сети, затем, когда работы в клубе по обслуживанию техники не было, "отпустил его в отпуск", а затем "уволил", т.к. этот администратор не оказался на "работе" тогда, когда он был остро нужен. Что, кстати, очень сильно удивило и обидело "работника"- Как мы уже писали раньше групповые нормы (диспозиции, экспектации, санкции) упорядочивают систему отношений в клубе. Слишком часто эти нормы носят абсолютно неформализованный характер даже там, где их, по всей логике, в том числе логике законодательства, следует формализовать. Однако, все это не означает, что нормы, исповедуемые в компьютерных клубах носят необязательный, несущественный для членов этого клуба, а особенно "администрации" и "административного персонала" характер.
Наоборот, в силу того, что клубники, особенно близкие "верхам" понимают - содержание норм и их желательно безукоризненное исполнение нужны для выживания клуба, его развития и процветания, а также для их собственной самореализации внутри клуба, постулируемые элитой клуба нормы и правила поведения, рассматриваются "нижними" чинами вполне серьезно. К этим нормам и правилам относятся: внутриклубный режим и дисциплина, препятствующий разболтанному поведению персонала компьютерных игровых залов, а также посетителей, четкость в устранении недостатков работы компьютеров, получение и сдача денег и т.п. Последнее в жизни клуба занимает особое место и контролируется гораздо более строго, чем все остальные нормы вместе взятые. В силу характера функционирования игрового компьютерного клуба, особенно круглосуточного, персонал игровых залов получает возможность бесконтрольного доступа к получению денежных средств от посетителей. Для того, чтобы деньги "не утекали" в карманы зарвавшихся юных помощников, руководители нередко прибегают к очень жестким методам "финансового контроля", которые, например, заключаются в том, что администраторы зала и сети, отстоявшие смену длиной в сутки, обязаны отдать руководству строго фиксированную денежную сумму (больше можно, меньше нельзя). Если такая сумма не набирается, то администраторы либо платят ее из своего кармана, либо безжалостно "увольняются". Благо, желающие на их место все равно найдутся! Нормы, существующие в компьютерных клубах, по способу регулирования можно разделить на: запрещающие, обязывающие и желаемые. К запрещающим, например, можно отнести резкую антипатию к появлению возле компьютера излишне выпившего или агрессивно настроенного посетителя, к обязывающим - соблюдения чистоты в зале, к желаемым - участие в турнирах, рейтингах, общеклубных праздниках, всяческое поддержание клубных традиций. При этом, естественно, обязательность и характер исполнения этих норм в значительной степени зависит от того, какой статус в иерархии занимает тот или иной клубный персонаж, а также от того какие ролевые функции в жизнедеятельности клуба ему предписано исполнять. Понято, "что позволено Юпитеру, то" не позволено рядовому члену клуба. Так, высший иерарх может сесть за компьютер слегка выпивший, делать скабрезные и иные замечания "младшим чинам", контролировать и регулировать режим игры и т.п.
"Приближенные к элите", чаще всего занимающие места неформальных советников наиболее возрастные "геймеры", также имею определенные преимущества перед рядовыми членами.
Например, они имеют преимущественное право в выборе предоставляемого клубом времени, выборе компьютера, активно участвуют в неформальных застольях руководителей клуба.
Обслуживающему персоналу также иногда предлагаются определенные блага. К ним, например, могут быть отнесены, такие привелегии и мелкие исключения, как бесплатная игра на компьютере в нерабочее время, дополнительные выделения "игровых бонусов" их друзьям и т.п. Руководителям клуба при этом важно выдержать баланс в отношениях, чтобы различные нормы, требования к их исполнению у различных "каст" клуба разнились лишь в такой степени, чтобы не разрушать привлекательности образа клуба в глазах всей массы его реальных и возможных посетителей.
Если рассматривать нормы жизни компьютерных игровых клубов по их направленности и функциональному назначению, то здесь следует выделить нормы, определяющие: отношение членов группы к властям и организациям (типа учебных заведений), от которых, во многом зависит сама возможность их деятельности, отношения с бизнес - организациями, отношения с конкурирующими клубами, отношения с другими неформальными молодежными и подростковыми организациями, внутриклубные межличностные отношения.