• врождённые факторы, хотя решающее значение принадлежит процессу научения;
• усвоение норм поведения, господствующих в семье и ближайшем окружении.
3. Понимание эмоций. Как отмечает И.А. Романова [цит. по 3], самопонимание в целом носит эмоциональный, чувственный, эмпатический, а не рациональный характер. Следовательно, глубина самопонимания прежде всего обусловлена уровнем развития эмоциональных способностей, которое в свою очередь обеспечивает осознание эмоций.
Осознание эмоций подразумевает их регистрацию в сознании. Однако в сознании регистрируется далеко не всякий эмоциональный процесс и отнюдь не всегда. Исходя из этого, когда мы говорим об осознании эмоций, следует различать два явления:
1) проявление достаточно обособленного и организованного процесса, влияющего на протекание деятельности и переживаемого субъективно (в этом случае человек знает, что он нечто переживает, и это переживание отличается от предыдущих);
2) собственно осознание, которое заключается в знании о своём состоянии, выраженном в словесных (знаковых) категориях. Второй вид осознания лежит в основе процессов контроля над эмоциями, в основе способности предвидеть их развитие, знания факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и последствия.
Понимание эмоций взаимосвязано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живёт и работает. Отметим, что понимание эмоций сложнее, чем их выражение.
4. Понимание эмоций связано также с уровнем развития эмпатии. Согласно К.Роджерсу [43], эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нём "как дома". Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям партнёра по общению. Это напоминает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой едва осознаёт. Однако при этом отсутствуют попытки вскрыть неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Необходимо также сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы "смотрите свежим и спокойным взглядом" на те элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Быть эмпатичным – означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время – тонким и чутким.
Можно выделить следующие причины трудностей в понимании индивидуальных различий эмоций других людей:
• сосредоточенность на собственной личности приводит к неспособности замечать и правильно оценивать эмоциональное состояние других людей;
• чувство собственного превосходства;
• чувство тревоги, связанное с эмоциями других людей или собственными; тревога побуждает избегать всего того, что могло бы вызвать эмоции;
• какая-либо выгода от непонимания эмоций других людей [42].
5) Самомотивация. Эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово "эмоция" произошло от латинского глагола "emovare", что означает "двигаться". Эмоция – это средство, с помощью которого взаимодействуют тело и разум, они постоянно изменяются и "перемещаются". Так, если мы полностью функциональны и благополучны, они позитивны, если нет – эмоции "перемещаются" к негативному полюсу.
Можно предположить в структуре эмоционального интеллекта наличие эмоций, "самомотивирующих" когнитивную деятельность, связанную с эмоциональной сферой, точнее, с распознаванием, выражением, пониманием эмоций.
Таким образом, эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
Критика этой концепции основывается на том, что в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции подменяются интеллектом. Как полагает Г.Г.Гарскова, эта критика неправомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект как раз и служит для понимания этих отношений. Следовательно, эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Эти операции осуществляются в форме вербализации эмоций, основанной на их осознании и дифференцировке. Таким образом, по Г.Г.Гарсковой, эмоциональный интеллект – это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза [9].
Необходимым условием эмоционального интеллекта, как пишет далее автор, является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.
Поскольку эмоциональный интеллект включает в себя владение эмоциями, распознавание собственных эмоций, понимание эмоций других людей, а эмоциональное выгорание предполагает тесное общение в эмоционально нагруженной атмосфере, логично предположить, что сформированность эмоционального интеллекта должна сказываться на развитии эмоционального выгорания. Другими словами, эмоциональный интеллект может рассматриваться в рамках механизма саморегуляции состояния, в данном случае – перманентного (хронического) негативного состояния, проявляющегося в форме синдрома выгорания.
Эмоциональный интеллект, участвующий в борьбе с синдромом выгорания, логично включается в качестве средства в состав первого из четырех направлений этой борьбы, описанных Д.Г.Труновым [45]:
1.Приспособление себя к работе. Часто это называют "профессиональным ростом", подразумевая за этими словами развитие таких качеств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, сострадание, понимание человека, то есть совершенствование способностей приема и переработки информации, связанной с другим человеком. И чем более отвлеченно это будет происходить от личной информации, то есть от собственных взглядов, чувств, отношения и т.д., тем это будет более профессионально.
2. Приспособление работы к себе. Это - противоположное направление; что-то вроде чувства протеста: не я должен приспосабливаться к своей работе, а она должна быть приспособлена ко мне.
Это направление включает в себя изменение профессиональных, организационных и других рамок, адаптацию их к себе, к своему организму, к своей душе. Конечно, их можно и нужно менять. Однако, эти изменения - главным образом внешние (например, изменение условий труда) и практически не касаются содержания работы.
3. Экономичный расход "эмоционального топлива". Здесь имеется в виду уменьшение эмоциональных затрат. В результате чрезмерной фиксации на этом направлении мы получаем итог: работа становится стандартной, ремесленнической, где педагог уже не горит, поскольку обезопасил себя огнеупорной спецодеждой и, в лучшем случае, тихо тлеет.
4. Восстановление. Сюда относятся мероприятия, направленные на восполнение потерь, а также относятся различные способы компенсации затраченных усилий и стимулирующие мероприятия: отслеживание результата, получение благодарности от клиентов, материальное вознаграждение, самопрезентация в среде специалистов и другие попытки добавить топлива извне.
Как видим, эмоциональный интеллект, способствующий уменьшению уровня эмоционального выгорания, органично вписывается в первое, описанное Д.Г.Труновым направление борьбы с синдромом сгорания, то есть может рассматриваться как составляющая механизма саморегуляции отрицательных психических состояний.
Таким образом, проанализировав литературу можно сделать вывод о том, что изучению эмоционального выгорания было уделено достаточно работ. Данное понятие было полностью раскрыто авторами, были описаны фазы, факторы эмоционального выгорания. Также можно найти достаточное количество литературы о педагогической деятельности и ее специфике, создающей условия для развития этого синдрома.
Эмоциональное выгорание было изучено с учетом стажа, пола, возраста, специфики работы, предмета (который преподает педагог), но не было обнаружено работ, в которых бы изучалось эмоциональное выгорание в зависимости от места жительства (село или город).
Немногочисленные исследования, касающиеся особенностей жителей села затрагивают психические свойства только у учащихся, психическое состояние сельских учителей в качестве предмета исследования никем не затрагивалось.
Кроме эмоционального выгорания, изучалась литература, касающаяся эмоционального интеллекта. К сожалению, работ по этой тематике мало, а в тех, что оказались доступными нашему вниманию, эмоциональный интеллект не рассматривался во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием. Поскольку эмоциональный интеллект, как это отмечалось выше, теоретически может рассматриваться как средство борьбы с эмоциональным выгоранием, анализ взаимосвязи этих психических явлений у сельских и городских учителей явился предметом исследования дипломной работы.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЭМОЦИОАНЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ