Например, Э.Эриксон связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами:
№ | Возраст | Содержание кризиса |
1 | 0-1 год | Доверие-недоверие |
2 | 1-3 года | Автономия – стыд, сомнение |
3 | 3-6 | Инициатива – чувство вины |
4 | 6-12 | Трудолюбие – чувство неполноценности |
5 | 12-19 | Я-идентичность – смешение ролей |
6 | 20-25 | Близость-изоляция |
7 | 26-64 | Порождение, творчество – застой |
8 | 65 - смерть | Интеграция - отчаяние |
Классификация внутриличностных конфликтов по К.Левину
Тип конфликта | Причина | Модель разрешения |
Эквивалентный (приближение-приближение) | Выбор двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов | Компромисс |
Витальный (избегание-избегание) | Выбор между двумя в равной мере непривлекательными объектами | Компромисс |
Амбивалентный (приближение-избегание) | Выбор объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная сторона | Примирение |
Безусловно, говоря о внутриличностных конфликтах. Мы должны понимать, что в «чистом виде» внутриличностный конфликт не существует. Они всегда - результат воздействия на личность социальной среды. В общей группе внутриличностных конфликтов можно выделить две подгруппы:
n конфликты. Возникающие как результат перехода объективных противоречий во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные)
n конфликты, возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные, неадекватной самооценки). Они отражают отношение личности к окружающей среде.
Выделяют следующие виды внутриличностных конфликтов:
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих
Обессивно-психастенический - характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личным поведением.[9]
Неврастенический - характеризуется противоречием между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе.
В основе внутриличностного конфликта лежит переживание. Переживание - форма активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его разрешения на субъективном уровне.
1.2. Последствия внутриличностных конфликтов
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Одним из серьезных последствий внутричичностного конфликта является суицид.[13]
Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
Проблема суицидального поведения традиционно привлекает внимание общества и исследователей. В общественном сознании самоубийство принадлежит к тем сложным явлениям жизни, которые вызывают к себе двойственное отношение. С одной стороны, человек, покончивший с собой, вызывает жалость, сострадание к пережитой им муке. С другой — сам факт суицида вызывает неприятие, осуждение как грех и даже преступление. Близкие часто хотят скрыть этот страшный факт. Церковь отказывает самоубийце в христианском погребении. Как отмечает Н. Бердяев, «можно сочувствовать самоубийце, но нельзя сочувствовать самоубийству». Самоубийство часто рассматривается как насилие не только над жизнью, но и над смертью. Может быть, в силу такого соображения в Англии например вплоть до 1961 года существовало строгое уголовное наказание для лиц, пытавшихся лишить себя жизни.
Обыденное представление о том, что к суицидальному поведению склонны люди с нарушениями функционирования психики, опровергается данными науки. Исследования показывают, что более 80% лиц из числа лишивших себя жизни — это практически здоровые люди, попавшие в острые психотравмирующие ситуации. По данным Московского НИИ психиатрии, на учете в психоневрологических диспансерах состояли около 20% суицидентов и только 8—9% нуждались в специализированной медицинской помощи.
Однако люди с пугающей частотой добровольно уходят из жизни. В России в 1997 и 1998 гг. зафиксировано соответственно около 53 тыс. и более 50 тыс. самоубийств, что в 2—3 раза больше числа погибших от насильственных преступлений. Соотношение «суицид — попытка» составляет 1:10, т. е. 1 завершенный суицид приходится примерно на 10 попыток. Следовательно, у нас в стране ежегодно около полумиллиона человек пытаются покончить жизнь самоубийством. В США доля самоубийств среди молодежи в возрасте 15-24 лет за последние 20 лет увеличилось вдвое. Самый низкий уровень самоубийств наблюдается сегодня в Италии и Испании, что связано, видимо, и с высоким уровнем жизни, и с огромным влиянием в этих странах католицизма, сурово преследующего попытки лишить себя жизни.[8]
Специалисты насчитывают большое количество факторов, имеющих отношение к суицидальным попыткам. Среди них и изменение солнечной активности, и влияние магнитных полей Земли, и загрязненность окружающей среды (приводящая, кстати, к массовому самоубийству китов). Ученые Будапешта заметили строгую зависимость уровня самоубийств в этом городе и накопления над его территорией определенный морских воздушных масс - циклонов и антициклонов. Строго зависит уровень суицида от экономического и социального благополучия. Так спады в мировой экономике в 1908, 1923, 1929, 1933, 1937 годах трансформировались в пики на кривой суицида. А во времена «великой депрессии» в США уровень самоубийств вырос в 2 раза.
В рамках анатомо-антропологического, социологического, психиатрического и психологического подходов разработаны различные представления о детерминации самоубийств.
Представители анатомо-антропологической концепции придерживаются идеи структурно-морфологических и психофизиологических причин самоубийства (А. Крюков, И. Леонов, Ч. Ломброзо и др.). Важную роль играет неблагоприятная наследственность.
Социологическая концепция (М. Гернет, Э. Дюркгейм, П. Сорокин и др.) главные причины самоубийства усматривает в социально-политических и экономических факторах, степени социальной интеграции индивида и воздействии на него социальных норм.[15]
Психопатологическая концепция (И. Гвоздев, Д. Эскироль и др.) оказала сильное влияние на утверждение в общественном сознании представлений о психической патологии любого суицидента, что до последнего времени снижало эффективность научно-практической разработки проблемы самоубийства.
Более поздние исследования психологов и психиатров (Л. Бэллак, Н. Конончук, А. Ратинов, О. Ситковская, С. Семичев) выявили наличие определенной связи между характерологическими чертами личности и склонностью к суицидальным действиям в кризисных ситуациях.
Более гибкой объяснительной моделью суицидального поведения является концепция, согласно которой такое поведение рассматривается как следствие дезадаптации личности в условиях переживаемого ею микросоциального конфликта (А.Г. Амбрумова). Данный подход продуктивно развивается в последние годы (А. Боенко, А. Полеев, А. Слуцкий, М. Занадворов).
В целом можно утверждать, что суицидальное поведение зависит от ряда факторов, которые могут быть разделены на внутренние и внешние.[17]
Внутренними факторами суицидального поведения являются индивидуальные особенности личности суицидента (характер, психофизическое, эмоциональное состояние и др.), повышающие риск суицида, образующие внутреннюю среду для отражения внешних факторов, а также являющиеся побудителями такого поведения в суицидогенной ситуации.
К внешним факторам относятся: микросоциальные условия биографического характера, прежде всего семейного воспитания; межличностные отношения в референтной группе — семейной, дружеской или профессиональной; дезадаптирующие объективные факторы деятельности (экстримальность, ответственность, резкое повышение нагрузки и т.д.). Некоторые внешние факторы являются причинами суицида, потому что имеют для человека особый кризисный психологический смысл.
Суицидальное поведение включает различные формы активности, служащие деструктивным средством разрешения личностных проблем в условиях конфликтной ситуации. Содержанием суицидального кризиса выступает острое эмоциональное состояние, возникающее в критической ситуации столкновения личности с препятствиями на пути удовлетворения ее важнейших жизненных потребностей.[13]
Центральную роль в возникновении такой ситуации играют следующие конфликты:
· обусловленные спецификой семейных взаимоотношений - неразделенная любовь, измена любимого человека, развод, тяжелая болезнь или смерть близких;
· обусловленные спецификой трудовой деятельности и межличностного взаимодействия - неудачи в выполнении конкретных задач, межличностные конфликты с коллегами по работе, служебные конфликты с начальниками или подчиненными;
· связанные с антисоциальным поведением человека - страх уголовной ответственности; боязнь позора;
· обусловленные состоянием здоровья - психические заболевания; хронические соматические заболевания; физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостаток), половая несостоятельность;
· обусловленные материально-бытовыми трудностями.
Суицидальное поведение строится на основе внутриличностного конфликта. Для этого необходима особая личностная предрасположенность, вследствие которой индивид оказывается не в состоянии справиться с актуальной проблемой. Существенный момент при этом — наличие уязвимых психических структур. Склонностью к неадаптивному поведению обладают личности с акцентуированными и психопатическими чертами характера. Исследования показывают, что 30% суицидентов воспитывались в неблагополучных семьях, у 27,4% среди ближайших родственников были самоубийцы (девиантное поведение как одна из моделей выхода из трудной ситуации) и около 16% уже пытались покончить с собой (А. Боенко).