Нельзя не отметить важного значения ретикулярной формации в общем механизме волевого регулирования поведения. В настоящее время общепризнанно, что ретикулярная формация – своеобразный фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и задерживающий
другие, не имеющие жизненно важного значения. Ретикулярная формация
как бы просеивает эти импульсы. Общепризнанно также, что ретикулярная формация является своеобразным аккумулятором и пультом управления по энергетическому снабжению коры.
Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного энергетического снабжения. Человек может проявить большую энергию при выполнении какого-319 либо дела, длительно стремиться к цели, поскольку ретикулярная формация постоянно поддерживает очаг оптимальной возбудимости, обеспечивает его энергией. Но ретикулярную формацию нельзя отождествлять с деятельностью всей коры.
П. К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы как бы опережают течение внешних событий. На основе прошлого опыта человек предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанная многократным повторением.
Положения, выдвинутые П. К. Анохиным, углубляют и расширяют наши представления о механизме волевого регулирования поведения. У человека механизм предварения реального действия развит несравненно лучше, чем у животных. У человека восстанавливаетсясистема ассоциаций на основе самого минимального и весьма отдаленного по содержанию раздражителя (слова, предмета, его свойства и т. д.).
Таким образом, сознательно управляемое поведение – результат взаимодействия многих весьма сложных мозговых физиологических процессов, а также воздействия внешней среды.