Смекни!
smekni.com

Нетрадициооные техники рисования как средство развития творчества детей 4-5 лет (стр. 4 из 10)

-По источнику тем замыслов: занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения ); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

В процессе обучения совместная деятельность воспитателя и ребенка осуществляется в определенном порядке и установленном режиме, другими словами, облечена в конкретную форму. Исторически сложились три формы организации обучения:

Индивидуальная форма. Педагог имеет возможность определять задачу, содержание, методы и средства обучения соответственно уровню развития ребенка, с учетом темпа усвоения материала, особенностей психических процессов. Эти занятия не являются основной формой обучения, так как неэкономичны во времени. Но в некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы.

Групповая форма обучения предполагает, что занятия проводятся с подгруппой детей. Для этого группа распределяется на подгруппы не более шести человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, но ни в коем случае не совпадение в уровнях развития.

Фронтальные занятия. На этих занятиях важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания», что приводит к повышению умственной активности, побуждает ребенка к самовыражению.

Каждая из форм отличается своей спецификой, которая выражается в дидактической цели, в степени самостоятельности детей, в соотношении коллективной и индивидуальной работы, в особенностях педагогического руководства.

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. В настоящее время появились еще два вида занятий: комплексные и интегрированные. Современный энциклопедический словарь дает нам такое определение понятий:

Интеграция – понятие, означающее составление связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое. Процесс сближения и связи наук.

Комплекс – совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений.

Отталкиваясь от этих определений, можно сделать вывод, что в комплексных занятиях одновременно решается несколько дидактических задач. В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала к одной теме. В интегрированных же занятиях происходит взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных искусств и видов деятельности ( трудовая, речевая, ознакомление с окружающим миром, экспериментирование и так далее), объединение знаний из нескольких областей, работающих на создание одного образа. Диапазон интегрированных занятий гораздо шире, чем комплексных занятий, они более сложны по насыщенности, требуют серьезной и систематической предварительной работы. Таким образом,интегрированые занятия не только обогащают знания детей об окружающем мире, но с способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослым. ( 32 ).

Занятия рисованием обогащают внутренний мир ребенка, развивает умение видеть прекрасное в жизни. Основная цель обучения рисованию в детском саду – научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. Выразительность детского рисунка зависит во многом от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции изображаемого героя или игрушки. Освоение техники самостоятельная и важная задача. Техника, по образному выражению П.П.Чистякова – это язык художника.

Техника рисования художниками рассматривается широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями. В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыком, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение. Таким образом, под техникой рисунка следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. ( 20 )

Рисование в детском саду, по мнению В.Б.Косминской, направленно на обучение художественно-творческой деятельности в пределах, доступных детям дошкольного возраста. Положительный факт популяризации рисования – это его всеобщая доступность, безопасность, невысокая затратность, нетребовательность к инвентарю и инструментам. Рисовать можно при помощи чего угодно, на чем угодно и где. Рисовать можно карандашами, мелками, красками, углем, свечой и многим другим. Инструментом для рисования может выступать даже пальчик руки самого ребенка. Занятия по развитию творческого воображения – это импровизация, игра, мистификация. В первые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А.М.Страунинг в книге «Развитие творческого изображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности» по программе «ТРИЗ» - теории решения изобретательских задач. Ею были предложены различные техники рисования, разнообразным материалом. Вот некоторые из них:

Техника Содержание
1.Монотипия Краска наносится на целлофан или бумагу, или стекло, потом прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.
2. волшебный рисунок Рисунок наносится свечой, получается «волшебный рисунок» - он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или краски – и рисунок проступает на цветном фоне.
3.Кляксография На лист бумаги наносится клякса, определяется на что похоже, и дорисовываются недостающие части. Можно приподнять и наклонить лист бумаги, растекшейся краской создать изображение.
4.Точечный рисунок Весь рисунок состоит из отдельных точек – наносится кончиком кисти или фломастером, точки могут быть разного размера.
5.Рисование по мокрой бумаге Лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.
6.Мозаика Нарисовать на бумаге контур будущей композиции,Взять цветную бумагу и разорвать на мелкие кусочки, затем при помощи клейстера(клея) приклеить разноцветные кусочки бумаги в контур, можно сделать «резанную» мозаику. Она выполняется так же, только кусочки цветной бумаги не разрываются, а нарезаются ножницами.
7.Набрызг Необходимо взять зубную щетку, нож и краску, затем налить в тарелку жидкую краску, обмакнуть в ней щетку, наклонить щетку над бумагой и проводить по ворсу ножом по направлению к себе.

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия являются неотъемлемой частью педагогического процесса, основной формой получения новых знаний и закрепления уже известных. Занятия способствуют лучшему развитию природных данных. Обучение, построенное лишь на выполнении ребенком задания или образца только на подражании, несовместимо с воспитанием активной творческой личности. Даже простая техническая задача должна включать в себя элементы творческой активности, отсюда можно сделать вывод, что занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник способствуют наибольшему развитию художественно-творческих способностей детей.

Глава 2. Опыт развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения техникой рисования живописными материалами

2.1 Анализ состояния педагогических условий ДОУ.

В данной главе мы раскрываем содержание опытно-экспериментальной работы, направленное на определение педагогических условий развития художественно-творческих способностей, диагностику творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в условиях конкретного детского сада.

Исследование прошло на базе МДОУ № 178 «Россияночка» г.Архангельска. Занятия по рисованию (включая занятия по знакомству детей с искусством ) в ДОУ проводит воспитатель. Перспективное планирование ДОУ на 2007 – 2008 учебный год предусматривает решение годовых задач, направленных на развитие физических и нравственных качеств детей, активизацию словаря посредством ознакомления детей с живой и неживой природой.

Работа проводилась в III этапа:

1) Диагностико-проектировочный этап целью которого было изучение условий, созданных в ДОУ для развития художественно-творческих способностей, определение уровней развития их у детей.

2) Преобразующий этап - Целью данного этапа является разработка и внедрение серии занятий с использованием нетрадиционных техник.

3) Аналитико-обобщающий этап.

В ходе I этапа – диагностико-проектировочного, проведена исследовательская работа с детьми подготовительной группы № 4 «Тюльпанчик», которая включила 22 ребенка. Из них была сформирована экспериментальная группа:

1) Алина Ш. 5)Влада С. 9)Катя Р.

2)Алина Х. 6)Борис П. 10) Настя В.

3)Даша Р. 7)Вероника Ш. 11) Коля Б.

4)Вадим М. 8)Оля Р. 12) Света К.

Экспериментальная работа диагностико-проектировочного этапа включила 3 блока.

Блоки Цели

Анализ планирования воспитательно-образо-
вательной работы.-Анкета для воспитателей.-Оценочный лист «Создание условий дляразвития творческих способностей в группе детского сада»