7 2
3 4 2
10) Настя В.
2
3
24
11)Коля Б.
12)Света К.
Общая диаграмма
Положительная динамика формирования изобразительных навыков и умений наблюдалась у всей экспериментальной группы.
Показатели группы № 4 «Тюльпанчик»
Творческие действия
критерииуровни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Высокий | 40% | 30% | 40% | 30% | 50% | 30% | 30% |
Средний | 30% | 50% | 40% | 60% | 40% | 30% | 60% |
Низкий | 30% | 20% | 20% | 10% | 10% | 40% | 10% |
Техника рисования
критерииуровни | 1 | 2 | 3 | 4 |
Высокий | 20% | 40% | 30% | 30% |
Средний | 60% | 40% | 60% | 60% |
Низкий | 20% | 20% | 10% | 10% |
Показатели группы № 2 «Незабудка»
Творческие действия
критерииуровни | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Высокий | 30% | 25% | 25% | 15% | 15% | 10% | 25% |
Средний | 40% | 45% | 35% | 75% | 60% | 20% | 50% |
Низкий | 30% | 30% | 40% | 10% | 25% | 70% | 25% |
Техника рисования
критерииуровни | 1 | 2 | 3 | 4 |
Высокий | 20% | 15% | 10% | 15% |
Средний | 60% | 55% | 25% | 40% |
Низкий | 20% | 30% | 65% | 45% |
Организация и проведение педагогического эксперимента, направленного на определение влияния нетрадиционных техник в развитии творческих способностей позволили сделать вывод, что серия занятий оказала существенное значение в их формировании. Необходимые условия предметно-развивающей среды обеспечивают непрерывное развитие творческих способностей как в группе детского сада, так и в самостоятельной деятельности детей.
Благодаря целенаправленной работе, проведенной в ходе практического эксперимента, дети освоили различные нетрадиционные техники, научились применять их интеграцию, повысился уровень сформированости художественно-творческих способностей.
Заключение
Изучение и анализ педагогической, психологической, искусствоведческой литературы выявили необходимость организованного продуманного процесса обучения рисованию, в частности использования нетрадиционных техник рисования живописными материалами, как важного условия развития детского изобразительного творчества.
Разные подходы к пониманию сущности понятия способности позволяют обозначить его как сложную синтетическую особенность личности, которая определяет ее пригодность к деятельности. Таким образом, способности это качество личности, которое развивается из природных задатков, находящихся в скрытом (потенциальном) виде до тех пор, пока человек не начнет заниматься какой либо конкретной деятельностью. Исходя из данного тезиса, можно сказать, что учебный процесс заключает в себе неисчерпаемые возможности для развития творческих способностей обучающегося, т.к. предполагает активное вовлечение личности в конкретную деятельность, в которой и будут развиваться природные задатки, перерастая в способности.
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста мы понимаем создание субъективно нового продукта; создание к известному ранее не используемых деталей, по- новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы во всем.
В основе детского творчества лежат психические процессы восприятие, образное представление, мышление, воображение, интерес к деятельности и эмоционально-положительное отношение к ней. Обучение рассматривается как предпосылка, необходимый предшествующий творчеству этап.
Исследователи разных лет придавали большое значение детскому рисованию, отмечая, что каждый из его видов и типов несет элемент творчества. Одним из составляющих специального руководства изобразительным творчеством дошкольников является формирование технических навыков и умений, в частности обучение нетрадиционным техникам рисования.
Полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют о положительном влиянии на динамику сформированности художественно-творческих способностей, комплексного воздействия всех педагогических условий:
-Готовности педагога к работе, направленной на обучение детей нетрадиционным техникам работы живописными материалами.
-Создание художественно-эстетической среды, способствующей развитию интереса к изобразительному творчеству.
-Использования разнообразных методов и приемов, направленных на развитие навыков и умений работы в нетрадиционных техниках рисования живописными материалами.
-Включение детей в активную творческую изобразительную деятельность на занятиях и вне их.
Таким образом, в исследовании подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, что использование нетрадиционных техник в рисовании живописными материалами с детьми старшего дошкольного возраста оказывает влияние на развитие творческих способностей. Также решены поставленные задачи, реализована цель исследования.
Литература
1) Басин Е.Я. Психология творчества. – М.,Знание.1985.
2) Баранова С.П., Болотина Р.С., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика – М., Академия – 240 с.
3) Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., Республика. 1993 – 383с.
4) Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. Дошкольное воспитание. – 1982. № 11.с. 32 – 38.
5) Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. М.: Просвещение. 1974.
6) Волков И.П. Учим творчеству / Педагогический поиск, проблемы, находки. Сост. Баженова И.Н. – М., Педагогика. 1987. – 554с.
7) Воробьева Д.И. Гармония развития: Интегрированная программа интеллектуального художественного и творческого развития личности дошкольника. – СПб. Детство – Пресс.2003.144 с.
8) Выгодский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб. Союз. 1997.
9) Галанова А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. ТЦ Сфера. 1999.