Методика предназначена для диагностики сферы восприятия детей дошкольного возраста. Методика позволяет оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Методика рассчитана на детей 4-6 лет.
Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3.
Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.
Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.
Оценка результатов производится по следующим критериям:
10 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.
8–9 баллов – ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.
6–7 баллов – ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.
4–5 баллов – ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.
2–3 балла – ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.
0–1 балл – за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.
Выводы об уровне развития восприятия :
10 баллов – очень высокий
8–9 баллов – высокий
4–7 баллов – средний
2–3 балла – низкий
0–1 балл – очень низкий
2.2. Процедура и результаты диагностики
Диагностика уровня развития восприятия детей дошкольного возраста проводилась на занятии по изобразительному искусству с воспитанниками средней группы ДОУ № 204 г. Нижнего Тагила.
В диагностике принимали участие 10 детей в возрасте 4 - 4,5 лет - 5 мальчиков и 5 девочек.
В таблице 1 представлены данные по уровню развития восприятия детей дошкольного возраста.
Таблица 1. Уровень развития восприятия детей дошкольного возраста
Имя ребенка | Количество баллов | Уровень развития восприятия |
Настя Р. | 8 | высокий |
Таня П. | 7 | средний |
Кирилл В. | 5 | средний |
Толя Я. | 4 | средний |
Женя С. | 3 | допустимый |
Ксюша А. | 1 | очень низкий |
Таня М. | 6 | средний |
Полина Г. | 4 | средний |
Костя Б. | 2 | допустимый |
Егор Т. | 7 | средний |
Таким образом, у детей данной группы преобладает средний и допустимый уровень зрительного восприятия (за исключением одного испытуемого, показавшего высокий уровень).
Возможно, развитию этих негативных тенденций способствует отсутствие специальных игр и упражнений, направленных на развитие восприятия, на занятиях по изобразительному искусству. Поэтому целесообразным является составление специального комплекса таких игр и упражнений.
Заключение
Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.
Особенностями восприятия в дошкольном возрасте являются:
- развитие восприятия в ходе освоения системы перцептивных действий;
- исследование свойств окружающих предметов через систему эталонов (мерки, фишки и т. д.).
- от младшего дошкольного возраста к старшему – увеличение целостности, произвольности восприятия.
Иными словами, дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.
Целенаправленные упражнения по развитию восприятия на занятиях по изобразительному искусству способствует развитию восприятия:
- формы предметов;
- размеров предметов;
- частей и целого;
- восприятия пространства;
- восприятия сюжета картинки;
- восприятия художественного образа.
В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы и передавать их в изображении. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.
1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. //Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999.
2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.
3. Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.
5. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978.
6. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. -- М., 1981
7. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977
8. Крысько В.Г. //Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.
9. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
11. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
12. Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. - М: 1994. -С. 119-126.
13. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.
14. Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.
15. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
16. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
17. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961
18. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
20. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунке» (рисунки)
[1] Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000. С. 200.
[2] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 31.
[3]Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. С. 86.
[4] Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999. С. 135.
[5] Там же. С. 136.
[6] Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 33.
[7] Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С. 132.
[8] Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, С. 147.
[9] Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977. С. 123.
[10]Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. С. 149.
[11] Запорожец А. В. Психология, М., Учпедгиз, 1953. . 153.
[12]Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. С. 167.