К настоящему времени констатируется, что мало изучены многие стороны социальной жизни человека и их влияние на его психическое здоровье. Необходимо изучить сложную прямую и обратную связи между индивидом и социумом. При этом подходе патология пациента рассматривается как продукт воздействия на него паттернов факторов социального поля. Значительный вес имеют психосоциальные факторы, а именно психическая травма и психогении. Именно психогенные факторы окружающей среды определяют психофизическую адаптацию человека. Многими исследователями отмечается, что современный аспект изучения психической адаптации человека приобретает особое значение (Дмитриева Т.Б., 1997).
Таким образом, основная задача состоит в признании принципиальной концептуальной позиции, что современная психиатрия постулирует - социальные воздействия определяют, формируют высшие психические функции человека, и от них зависит его психофизическая адаптация. Возникающие психические расстройства – это следствие влияния на организм биопсихосоциальных факторов (“Руководство по социальной психиатрии” 2001; Войтенко Р.Г., 1998). В столкновениях с социумом затрагиваются все уровни биопсихосоциальной организации человека.
1.6.2.Социально стрессовое расстройство (ССР).
С 1991 г. опыт работы, некоторых авторов, по оказанию помощи лицам с психической дезадаптацией, возникшей в условиях социальных изменений в России, позволил сформулировать концепцию о социально-стрессовых расстройствах (ССР), возникающих у людей в психогенно-актуальной социально-экономической и политической ситуации (Александровский Ю.А., 2000). При данном расстройстве, по мнению авторов (Положий Б.С., 1994), наблюдаются проявления «кризиса идентичности». При этом выделяется три клинических варианта: 1) аномический; 2) диссоциативный; 3) мегифренический. Социально стрессовое расстройство проявляется доклиническими (психологические реакции), и клиническими (невроз, патохарактерологическое развитие личности, алкоголизм), расстройствами. Основные клинические проявления ССР: вегетативные дисфункции; нарушения сна; астенические расстройства; истерические расстройства; панические расстройства; другие невротические и психопатические нарушения.
Особо показательны проявления социально стрессового расстройства, у лиц с вынужденной миграцией. Авторы при обследовании мигрантов обращают внимание на высокую степень риска развития психогенных расстройств. Выделили у них психотравмирующие комплексы и наиболее типичные стресс-факторы (Незнанов Н.Г., Телия К.К., 2001).
Выделение ССР является примером анализа влияния социальных психогенных условий жизни на диагностические подходы и понимание патоморфоза психогенных психических расстройств (Александровский Ю.А., 2000).
Анализ влияния социальных психогенных факторов вплотную приводит к многозначному аспекту психогения. В доступной нам литературе мы нашли разные работы, которые были посвящены различным аспектам этому значительному феномену, как психогения. Во многих работах сильная психическая травма объединена с психогенными воздействиями менее выраженными, под общим названием психогении. В других работах под психогениями понимаются психогенно вызванные психические состояния и факторы среды.
Объективно выделяется острая и хроническая травматизация, но рабочей классификации нет. Отчасти, в связи с этим не разработаны многие аспекты лечения последствий хронической травматизации, хронических последствий фрустрирующих состояний.
Нами (Кровяков В.М., 1996), выделены и описаны психогении у лиц, которые заняты в специфическом промышленном производстве. В производственной деятельности человек вынужден подчиняться различным требованиям, подавляя свои эмоциональные, поведенческие реакции. Производственные опасности вызывают ощущения, представления высокой степени интенсивности – фрустрирующие переживания.
В монографии «Психогении в экстремальных условиях» (Александровский Ю.А., Лобастов О.С., Спивак Л.И., Щукин Б.П., 1991), систематизирована и представлена клиника психогенно обусловленных психических нарушений, наблюдаемых при стихийных бедствиях и катастрофах. Авторами рассмотрена их величина и структура.
1.7. Роль травмы в возникновении эндореактивных состояний.
Изучение эффектов, возникающих в результате социального воздействия, приковали к себе внимание исследователей только в последнее десятилетие (Кендалл Ф., 2002). Особенно отмечается роль ключевых социальных влияний, собственно со стороны родителей и сверстников (Кендалл Ф., 2002).
Значимость психогенного воздействия очевидна, и, тем не менее, мало разработана. Считается, что в основе психогений лежит несоответствие индивидуальной психобиологической реактивности и силы, характера средовых воздействий. Необходимо сразу же отметить парадокс, что при этом сразу объединяется психобиологическая реактивность и сила средового воздействия.
Под влиянием психогенных факторов (психическая травма, психогении), все звенья, обусловливающие функциональные возможности переработки информации (поиск, восприятие, анализ, синтез, хранение, использование и др.), могут нарушаться, функционировать извращенно или на сниженном уровне и отсюда нарушение адаптации (Александровский Ю.А., 1993).
Психогения, воздействуя на неспецифические системы мозга, вызывает их дисфункцию. Происходит диффузная дезинтеграция нервных процессов в коре головного мозга и в вегетативных центрах диэнцефалона. У индивида повышаются параметры вегетативной перцепции, что свидетельствует о снижении порога чувствительности к интрацептивным стимулам и их "прорыву" в психическую сферу. В связи с этим увеличивается тревожность, нарастание напряженности, которая увеличивает гипервентиляцию, что вновь усиливает вегетативные расстройства. Нестабильность паттерна дыхания, флюктуирующая гипокапния, редукция мозгового кровотока и гипоксия мозга - патогенетический механизм состояний психической дезадаптации (Вейн А.М. 1981; Молдовану И.В., 1990).
75% лиц, после воздействия психогении находятся в состоянии аффективной реакции и выявляют аффективную дезорганизацию поведения, вплоть до совершения суицидальных попыток (Бочерников Н.Е., Харченко Е.Н., 1978). Именно показатель самоубийств является наглядным выражением важности психогений. Отчеты ВОЗ постоянно констатируют факт большой распространенности самоубийств и попыток к самоубийствам во всех странах мира (Ашикин Д.Б., 1966; Conwell Y. аt all., 1996; Rihmer Z., 1966; Isometsa E. аt all., 1997; Амбрумова А.Г., Бородин С.В., 1981). Отечественные психиатры (Амбрумова А.Г., 1983), считают, что только 30% самоубийств совершают психически больные, а остальные находятся в пределах психической нормы и самоубийство или попытка вызваны психогениями. Экспертами ВОЗ (1993), разрабатываются программы по достижению «здоровья для всех», которые предусматривают достижения устойчивого и непрерывного сокращения распространенности психических расстройств, улучшения качества жизни, прекращения роста тенденций к самоубийству и попыткам самоубийства.
Признавая значимость психогений в происхождении начальных проявлений болезненных состояний, тем не менее, не абсолютизируется их роль; указывается, что во всех случаях оцениваться должны индивидуально-значимые вариации психогенной (экзогенной), и эндогенной составляющих. К последней могут быть отнесены показатели соматического здоровья, "органическая предиспозиция" нервной системы (Александровский Ю.А., 1995) и другие параметры, составляющие понятие "почвы" по С.Г. Жислину (1965).
Во время возрастных кризисов или сомато-психической нестабильности, которые могут быть повторением цикла, начинаются вновь переживаться и проецироваться на отношения с окружающими давно забытые травмы, фрустрации, возникшие из отношений с родителями, значащими другими. Реакции бывают неуместными и нереалистическими, потому что не имеют связи с ситуацией в настоящем.
Неосознаваемый эффект внешних раздражителей, вызывающих "беспричинную" отрицательную эмоцию, обусловлен активацией временных связей, которые сложились после воздействия психогений (заинтересованы образования лимбической системы). В этих случаях человек не осознает причину изменения своего настроения. В условиях эмоционального напряжения, вероятность того, что какой-либо внешний раздражитель не будет осознан, особенно велика.
Складывающиеся психотравматичные условия приводят к возникновению измененных или "гипнотических" состояниях сознания, в которых ощущение собственной идентичности человека может дестабилизироваться. В таких ситуациях внутренняя модель значимого Другого может оказаться "отщепленной от идей, которые человек воспринимает как свои собственные". В эти моменты возникают представления об овладении, расщеплении. Они возникают как следствие паттернов "глубинной структуры", относящейся к значимым другим так полно и глубоко, что функционируют как "второе сознание" (Дикман Х., 2000; Калшед Д., 2001; Юнг К., 1977). В определенных ситуациях эти глубинные структуры могут проявляться в виде поверхностной структуры в поведении человека. Во время дезадаптации контроль над всей жизнедеятельностью переходит к гипнотическому сознанию. Нормальное сознание не всегда полностью подавлено. Оно может даже осознавать некоторые проявления, но психические явления находятся вне пределов его восприятия и контроля. К примеру, больные, описывая, те или иные ситуации, бессознательно воспроизводили в движениях, как некоторая часть их интернализовала «их». В процессе взаимодействия с ближайшим окружением, человек имеет тенденцию регрессировать к прошлым событиям, на которых он оказался "зафиксированным". Он также регрессирует к ключевым отношениям, внутри которых сформировались его представления и впечатления. Даже больше, человек воспроизводит интернализованные физические симптомы значимых людей в качестве способа сохранения привязанности. Имеются наблюдения людей, которые удерживали свою связь с отцом или матерью через аллергию и другие болезненные проявления - точно так же, как это было у их родителей. Необъяснимыми остаются случаи значительного улучшения психосоматического состояния больных и прекращения приступов психических расстройств после разрыва отношений со значимыми другими и особенно с родителями.