Смекни!
smekni.com

Психотравматология Кровяков (стр. 41 из 115)

Жизнь в неприятном окружении - это патогенный фактор. Проблемы в подсистемах семьи вызывают психические расстройства у членов семьи. Для своего члена дисфункциональная семья создает: а/состояние постоянного психологического давления, или даже безвыходного положения; б/наличие препятствий для проявления важных эмоций и чувств; в/ препятствия для удовлетворения важнейших потребностей; г/ создает и поддерживает у него внутренний конфликт. По данным исследования многие матери, особенно больных шизофренией, постоянно ограничивали инициативу ребенка, подчеркивая его слабость, неумелость, неопытность, смеялись над ошибками, издевались над непонятливостью; рассматривали его как баласт; говорили ему, что он, собственно, «ничто».

Высказываемое утверждение, что почти все психоневрологические расстройства у человека возникают от патологии раннего эмоционального, сенсомоторного и психоэндокринного развития нашло подтверждение полученными данными проведенного нами исследования - больные родились от родителей с высокой личностной дисгармоничностью, от беременности, протекавшей в психотравмирующей обстановке. Сама беременность матерью, была нежеланной. С момента рождения ребенок был «отверженным». Отмечено нарушение вскармливания. Последующее развитие пациента протекало в дисгармоничной семье с эмоциональной родительской депривацией, фрустрацией, психической травматизацией.

Для психического функционирования, развития важен информационный взаимообмен между системой «индивидуум» и суперсистемой окружающая среда («семья» и другие социальные структуры). Информационное содержание среды – это свойства и отношения ее объектов. Информационные среды с их знаками, структурой воздействуют на бессознательные и сознательные пространственно-временные энергоинформационные структуры психики. Отсутствие на соответствующих этапах развития, необходимых информационных условий среды и программы развития создает большую вероятность возникновения психических нарушений (Лебединский В.В., 1985).

Мать и ребенок - передатчик и приемник, между ними происходит информационный обмен. Продуктивный информационный обмен для развития, предполагает наличие резонанса между ними. Их коммуникация постоянна и моделирует как ребенка, так и мать: через циркулярные взаимные интеракции. Непоследовательность материнских сигналов, или их бессвязность, является причиной тревоги ребенку и объясняет патологию в особенностях структурирования его психической реальности (причина развития психотоксических синдромов). Незавершенность становления структуры психической реальности ребенка поддерживается условиями и образом жизни его окружения.

Смотри диаграмму, отражающую информационную среду, полученную в ходе исследования. Больные развивались в информационно бедной среде.

Ниже остановимся на существующих представлениях об информации и что с ней связано, т.к. информационный подход в психиатрии не разработан. Изложение этих представлений восполнит этот пробел.

Для жизни человека крайне важен уровень информационной достаточности (Брунер Дж., 1977). Информация - определенная мера множества форм. Информацию определяют как мигрирующую структуру, отражающую оригинал. Она организована в целостные структуры, между которыми существует отношение изоморфизма. Информация в окружающей среде организована в виде частотно-амплитудной структуры, и человеческий мозг производит преобразование Фурье этой структуры, чтобы представить ее в привычной форме.

Достаточная информационная среда представляет собой условия жизнедеятельности, не нарушающие целостность, адаптивность функционирования и его развития (Карпенко С.Х., 2000). Вся информационная среда пронизана общими параметрами. Она способна к развитию, т.к. обладает определенной неполнотой особого типа. Среда содержит совокупность предметов внешнего мира (семантика экстенсиональная) и совокупность семантических признаков (семантика интенсиональная). Сутью любой информационной среды является знаковая система. В среде информация содержится в знаках и кодируется кодами. Имеет место бесконечность и открытость ветвящихся и пересекающихся значений знака и детерминировано это бесконечностью его культурных интерпретаций (причем растворяет объект как качественную определенность)(цит. по Семиотика 2001).

В информационной среде присутствуют естественные языки как способы передачи информации, их принято считать, рассматривать как системы знаков. Знаки замещают реальные предметы и явления мира, они выступают орудиями познания. Под знаком понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем (Гамезо М.В., Домашенко И.А., 1999). В знаках-символах заключена наглядность образов окружающего. Включение этой наглядности сформировало мышление и язык человека. Благодаря этому его психическая реальность стала семантическим континуумом. С помощью знака человек моделирует для себя существенные связи и отношения в окружающей действительности. Знак, ориентируя человека во внешней среде, одновременно оказывается для него инструментом ориентации в самом себе. Знак выполняет "внутреннее движение" без предметного воплощения (Бугрименко Е.А., Эльконин Б.Д., 1994). При этом конечно нельзя абсолютизировать, что только знаками опосредовано индивидуальное сознание.

Символические значения среды передают мотивационную информацию, регулирующую действия человека, что является интегральным элементом восприятия окружающей среды как целого. Символ оказывает воздействие на глубинные слои психики, причем сила воздействия зависит от неудовлетворенности и интенсивности влечений.

Изучение процессов сознательного манипулирования человеком знаками, символами, (словами, образами) позволяет обнаружить глубинные неосознаваемые структуры, скрытые механизмы работы и влияния знаковых систем на психическую деятельность человека.

Структурно-семиотический анализ позволяет обнаружить скрытые закономерности, которым бессознательно подчиняется человек. Этим закономерностям соответствуют глубинные пласты ментальных структур. Изучение этого аспекта расширит возможности влияния на глубинные процессы мозга.

По большому счету наличие организованной среды сделало возможным эволюционное развитие мозга и выработку существующих форм психической деятельности. Среда сформировала психические механизмы, благодаря которым она стала им восприниматься и отражаться как иерархия определенных уровней организации. Это наличие определенной организации действительности, определенных систем ограничений на характер причинно-следственных связей сделало возможным появление алгоритмов работы мозга. Изучение механизмов работы мозга должно предусматривать изучение организации, структуры среды как основы, детерминирующей развитие и проявление высшей нервной деятельности. Отсюда механизмы психики не могут быть поняты на основе изучения морфофизиологических и физико-химических систем работы мозга (Тюхтин В.С., 1988).Обусловлено это тем, что основная функциональная схема работы мозга реализуется на языке информационной деятельности, а физико-химическая ее реализация - на другом, т.е. между системами отсутствует однозначное соответствие.

Становление "человеческого" в человеке осуществилось с развитием способности извлекать и перерабатывать информацию о предметах и явлениях. Имеются специальные структуры, ответственные за восприятие внешних раздражителей и их передачу к исполнительным механизмам (Dethier, Stellar, 1967).

Каждая среда для человека имеет территориальный тип организации социальных кодов, которая в процессе его жизнедеятельности постоянно сменяется. Социум выработал каналы, по которым индивиду транслируются социокоды. Каналы социокодов традиционного типа жестко привязаны к возможностям и нуждам наличной социальности. Внутреннее и внешнее, по отношению к человеку, находятся в диалектическом единстве и отсюда семантические механизмы, органично сформировавшись встроились в когнитивную систему человека.

Информационная среда имеет свои координаты. Первая координата - один из возможных миров, вторая момент времени, третья - место или пространство, четвертая - лицо (в ситуации коммуникации), пятая - множество лиц (группа), шестая - множество (возможно и пустое) конкретных предметов или знаков-символов, седьмая - совокупность факторов (как внешних, так и внутренних), восьмая - "бесконечная" последовательность событий. Возможно, требуются и другие координаты для описания информационной среды. Информационные процессы идут при вещественно-энергетических обменах. Одномоментно из внешней среды на человека обрушивается 1 000 000 000 бит информации в секунду (Бреслав Г.Э., 2000). Эту громаду воспринять и усвоить человек не может, поскольку не хватает энергетических запасов для ее переработки. Количество информации, доступной органам чувств: зрительная система может передавать в мозг 4,3х10 в 6 бит информации в секунду. Сканирующее движение глаз = количеству информации в той или иной среде. Скорость сканирования буквенного и цифрового материала - равна 100-120 символов в секунду. "Чтение", или сбор текстового материала происходит в точках фиксации, а не во время скачков, или саккадических движений (Cattell, Erdmann and Dodge, 1898., цит. по Солсо Р.Л. 1996). Мозг сканирует, даже когда человек не сознает, что поиск продолжается.