Смекни!
smekni.com

Психотравматология Кровяков (стр. 60 из 115)

Возникающие психопатологические картины не могут рассматриваться только как результат выпадения или "полома" церебральных механизмов, они всегда представляют собой новую интегративную деятельность мозга (Давыдовский И.В. 1962., "Проблемы физиологии и патологии высшей нервной деятельности" 1963., Руководство по психиатрии., том 1., 1983).

Чаще всего, после перенесенных травм и психогений у больных формируется шизоаффективный характер психического состояния.

Отдаленным последствием травматичного события является то, что оно определяет многие последующие события.

При длительной, хронической травматизации происходит «подготовка аффективной почвы», снижение порога аффективной выносливости, сенсибилизация психики. Хроническая психотравмирующая обстановка вызывает депрессию истощения (нарушения в симпато-адреналовой системе). Идет накопление аффективного напряжения, психогенная «сенсибилизация» психики повторными кратковременными психогенными воздействиями.

Этиологическая и патогенетическая роль хронической травматизации заключается в формировании своеобразного психогенного развития личности. У такой личности формируются полиморфные образования с аффективной заряженностью (служат становлению краевой психопатии (Метелица Ю.Л., 1976; Морозова Н.Б., Гурьева В.А., 1988). Нарушается способность формировать эмоционально-смысловой опыт. Переживаемый травматичный опыт не интегрируется. Из-за преобладания активности той или иной детерминантной структуры происходит аффективное и ассоциативное блокирование. В попытке удержать свою психологическую целостность человек, вырабатывает представления, которые символически конкретизируют его переживания.

Социальная среда для индивида никогда не бывает стабильной. Он оказывается последовательно и параллельно включен в общности с различными характеристиками. Принятый в одной (в семье), он оказывается не интегрированным, отвергнутым в другой. Таким образом, завязываются узлы противоречий, усложняющих и отягощающих процесс жизнедеятельности и последующего развития личности, в крайних своих проявлениях приводящих к невротическим срывам.

Под воздействием перенесенной травмы и психогений происходит блокирование витальных, психологических и социальных потребностей (повреждение мотивационных структур) индивида. В итоге, индивидуум оказывается в состоянии длительной, вообще пожизненной адаптационной напряженности с эпизодами срыва адаптационных механизмов.

При воздействии отклоняющихся и патологических факторов пространственно-временного континуума (включая социально-культурные факторы), происходит изменение психического развития. Возникает и происходит развитие не по спирали качественных преобразований причинных связей, и выход на новый уровень адаптивного функционирования, а по замкнутому кругу накопления или просто повторения механизмов с возникновением психических расстройств при срыве адаптационных механизмов психики. Основным же проявлением нарушенного психического развития является нарушение системного проявления психики.

По результатам проведенного исследования можно утверждать:

- Психические травмы, психогении вызывают нарушения адаптивно-развитийных систем, и это является патогенетическим моментом. Они являются триггерами психического дизонтогенеза (возникает соматовегетативный синдром, связанный с истощением, перестройкой реакций с постоянным отрицанием психических структур и формированием новых, принимая патологический характер. Хронические фрустрирующие состояния обуславливают хронифицирующиеся висцеро-вегетативные расстройства, эндокринные аномалии).

- После воздействия психических травм происходит становление аномального типа психического развития.

- Последующие воздействия травм, психогений дают патопластический эффект. Далее происходит возникновение клиники нервно-психических расстройств с формированием соответствующего типа развития.

- Чем в более раннем возрасте пациент подвергался психической травме, тем в более раннем возрасте у него происходила манифестация психического заболевания. В клинической картине заболевания преобладали аффективные расстройства и расстройства восприятия. Тяжесть психических расстройств и их повторяемость была значительно выражена;

- Формирование того или иного типа аномалии развития определяется не только качеством, тяжестью воздействия, но главным образом той стадией онтогенеза, во время которой воздействие имеет место. При этом на ранних этапах онтогенеза наблюдаются наиболее тяжелые, базисные нарушения деятельности и развития нервной системы, определяющие в последующем нарушения психической деятельности. Воздействие психических травм на более поздних этапах онтогенеза не приводит к грубым аномалиям развития психики. В этих случаях речь идет об искаженном развитии, что и определяет особенность структуры психической патологии (Сухарева Г.Е., 1959).

- Отягощенность семейных отношений оказывает влияние на психические заболевания и либо усиливает, либо ослабляет симптоматику.

Психогенные факторы вызывают реакции на определенных уровнях и подуровнях реагирования нервной системы и всего организма. Результаты проведенного исследования подтверждают ранее выделенные формы реагирования на психогении.

Этиологические и патогенетические факторы психических расстройств в своем развитии непосредственно связаны с непрекращающимся развитием целостного организма (феномен целостности реализуется через: дифференцированность, иерархичность, интегрированность).

Значение развития трудно переоценить. О развитии, в связи с психической патологией, в психиатрической литературе говорится постоянно. О типах и вариантах патологического развития нами сказано в соответствующем разделе, а ниже отметим только значимые аспекты процесса развития, для напоминания.

В процессе развития происходит усложнение иерархической структуры индивидуальности и разведение подструктур, приобретающих автономный характер. Этому процессу сопутствует увеличение количества степеней свободы во взаимодействии элементов функциональных систем с факторами внутренней и внешней среды, с увеличением индетерминистских тенденций в поведении и саморегуляции систем и организма в целом. Выполняется принцип Вернера, согласно которому во всяком биологическом развитии совершается переход от состояния относительной неопределенности и отсутствие дифференциации к состоянию большей четкости и иерархической интеграции или организации.

Специфика развития проявляется на разных уровнях организации индивидуальности: - от биохимического до межличностного; - в различных точках сопряжения человека со средой; - в развертывании программ развития функциональных систем. Развитие является продуктом сложных системных отношений, изменяющихся в различные периоды жизни. В эти возрастные периоды происходят скачкообразные изменения функционирования организма, мозга. Они проявляются неожиданным расширением поведенческого репертуара и приобретением нового опыта (Dawson G.E., Fischer K.W., 1994).

На разных этапах развития проявляется разные виды реагирования на факторы, стимулы и типы снятия воздействия стрессовых факторов.

Патология нервной системы не сводится к чисто количественным изменениям деятельности нервных образований и физиологических систем. Совокупность количественных и качественных изменений обусловливает нарушение меры реакции, которая приобретает патологический характер (Крыжановский Г.Н., 1997).

Предпосылки болезни включают социальную, биологическую и психологическую составляющие, где весомость и содержание каждой неравнозначны. Отсутствует параллелизм патогенеза и патокинеза, социогенеза и психогенеза. Возникновение и не возникновение болезни в одинаковых условиях при сходстве личностных черт означает существование или отсутствие некоторых скрытых от нас решающих этиологических факторов, запускающих болезнь. В каждом случае надо оценивать уникальный набор условий и факторов предиспозиции, оценивать весовые характеристики запускающих и критических маркеров.

Патология психической деятельности находится в большой зависимости от внешних факторов, к каковым относится комплексное воздействие социоэкономических и культурных факторов, взаимодействие которых становится все более и более сложным (Снежневский А.В., Вартанян М.Е., 1970), с внутренними условиями. Клинические картины болезни опосредованы исторически предетерминированными физиологическими механизмами.

Психические расстройства всегда развиваются в следствие комбинированного воздействия факторов, физиогенные влияния являются фоном, на котором накапливаются психотравмирующие обстоятельства, присоединяются проявления или декомпенсация церебральной органической недостаточности или соматического неблагополучия и возникает состояние, соответствующее той или иной форме психических расстройств.

Вся психическая патология возникает лишь тогда, когда наряду с этиологическими – провоцирующими факторами существует тот или иной тип преморбидной слабости и сенсибилизирующего периода, которые изменяют ведущие функциональные системы психики (Ушаков Г.К., 1974).

Клинические проявления расстройства выражают индивидуально-типологическое своеобразие больного, наличие у него тех или иных биологических и социально-психологических особенностей, продолжительность сохраняющейся актуальности действия этиологических факторов и их характер (Александровский Ю.А., 2000).

Психические расстройства являются нарушением приспособления к новым внешним и внутренним обстоятельствам, обнаруживаемым «в моменты, когда индивидуальная эволюция становится наиболее трудной». При этом, в первую очередь, страдают тонкие и высокоорганизованные и высокоспециализированные особенности индивидуальной приспособляемости (P. Janet 1911., цит . по Ю.А. Александровский 2001).