В фокусе внимания исследователя оказываются факторы и условия жизни человека в условиях его конфликта с социумом (с дисгармонией мира оказывается имманентная дисгармония разорванного сознания).
На уровне "социальной тотальности" репрезентируются феномены индивидуального порядка. Индивидуальное обретает свое бытие, будучи репрезентированным в форме всеобщего, занимая свою структурную позицию в системе социальных отношений. В результате фрагментаризации социального поля происходит трансформация субъекта в самозамкнутую систему, лишенную своих органических связей с социальным окружением.
От индивида требуется экзистенциальный выбор в условиях тотального воздействия внешних сил, стремящихся превратить его в объект. Проявления подобной "стихии" не избирательны, но ее силы предъявляют свои требования к каждому индивиду.
В психотравмирующей обстановке индивиды существуют в предельно экстремальных ситуациях, предполагающих актуализацию и самоактуализацию одновременно на границе и за пределами возможного. Они прорываются сквозь ограничения "социальных машин" и реализуют себя поперек жестких направляющих осей интегральных "псевдоструктур" социальности, в первую очередь, семьи.
Реальная жизнь индивида складывается из многообразия возможных "перспектив" и систем социальных взаимодействий. По Дюркгейму основу социальной жизни составляют социальные факторы, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающих рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление - "принудительная сила". Говоря о значении социальных факторов в психогенезе и вообще в проявлении психического необходимо прояснить какие социальные факторы имеют значение. Представляется, что социальные факторы представлены в социальных фрагментах, которые в свою очередь имеют оси организующие направления бытия социума.
Социум (общественное психическое) детерминирует развитие каждого индивида. При обращении к проблемам влияния социума на индивида в центре внимания оказываются проявления социальной многоликости, дифференцированности воздействия. Эти проблемы нагружены немалым этико-политическим смыслом и на сегодняшний день являются предметом серьезных споров. Нет общепринятого понимания, в чем состоит и как расценивать конкретные формы влияния социальных факторов (систем представлений, практик повседневной жизни, материальных и идеальных проявлений жизнедеятельности окружающих людей), ведь формы социальной организации значительно различаются по степени подавления, ущемления качественного своеобразия жизни индивида. Делаются попытки обнаружения либо выработки некоего общего, всеми разделяемого принципа. В социуме фактически имеют место как случаи продуктивной организации взаимодействия (коммуникация), так и его отсутствия, обрыва с негативными последствиями. Существование многочисленных социальных факторов, одновременно проявляющихся в семье и окружающем индивида обществе, представляет проблему выделения самых существенных из них, которые создают серьезную помеху индивиду в его эффективном функционировании как части социальных систем. Необходимо изучение обще социальных механизмов и принципов детерминирующих, регламентирующих деятельность индивида, входящего в системные социальные образования.
Социализация индивида происходит через дискурсивные практики. Выделение и изучение их воздействия даст углубление знаний. К дискурсивным практикам относятся: 1) диспозитив; 2) когнитивные практики; 3) дисциплинарность. Диспозитив (франц. dispositif – порядок, механизм) - термин, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом "власти - знания", и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик. Диспозитив имплицитно конституируется в качестве гештальтного инварианта типовых для соответствующей культуры стратегий осуществления политической и когнитивной практик и может быть выявлен при анализе. Он воспроизводит в своем императиве сложившуюся в обществе конфигурацию осуществления власти, выступая глубинной матрицей конфигурирования властных отношений. Двусторонними отношениями детерминации диспозитив связан и с базовой стратегией для данного социума когнитивных практик, которые "в связи с ним возникают, но не в меньшей мере его и обусловливают" (Фуко). Диспозитив: стратегии силовых отношений, которые и поддерживают различные типы знаний (равно как и власти), как определенных социокультурных доминант, своего рода властных установок, задающих легитимизацию того или иного типа рациональности и языка. В психиатрии изучаются виды воспитания, как одна из разновидностей диспозитива.
Дисциплинарность (практики), дисциплина - совокупность процессов и результатов организации, структурации, социализации, институционализации теоретических знаниевых практик как предустанавливающих нормированный, санкционированный и легитимный порядок мышления и вытекающих из этого порядка действий (деятельности) в конкретных предметно-проблемных областях. В социальной жизни дисциплинарность истолковывается как фиксированная обязательность подчинения "всех" (социум, социальные общности и группы, индивиды) установленному порядку (нормам, правилам и т.д.), обеспечивающему организованность, структурированность, согласованность и ожидаемость взаимодействий внутри социальной целостности (как в ее статике, так и в ее динамике, процессуальности), что обеспечивается как "внешними" (принуждение), так и "внутренними" (интериоризация норм и т.д.) механизмами поддержания дисциплинарности в обществе. Фактически дисциплинарность реализует универсально-понятийный социокультурный код работы со знаковой реальностью (через воплощение знания в тексты или акты речи как конечные фрагменты, формализующие смысл), теоретически "сжимая" информацию-знание благодаря его облечению в абстрактные формы (понятия, категории и т.д.) и обоснованию его отсылкой к всеобщему, абсолютному (генерирующему, порождающему). Как механизм формирования индивидуальности дисциплина осуществляется посредством соответствующих механизмов: а) структурирования пространства; б) кодировки деятельностей; в) организации генезисов. Дисциплина табулирует пространство "отгораживанием", результатом чего являются территории, пространства-заключения, такие как тюрьма, школа, завод, больница и т.д. Дисциплина помещает индивида в сеть отношений, приписывая каждому определенный ранг, включая его в определенную иерархию. Она использует темпоральность, время ею делится на повторяющиеся циклы (расписание занятий, распорядок дня) и все более детализируется, разбиваясь на все более короткие отрезки. Длительность (также становление, взросление, образование) распределяется на ряд последовательных отрезков (этапов, серий), в каждом из которых индивид принуждается к постоянным упражнениям, которые формируют определенные навыки, необходимые для перехода на следующий этап. Серии организованы по аналитической схеме от простого к сложному таким образом, чтобы сохранялась возможность постоянного контроля и вмешательства в формах исключения, разделения, наказания и т.д. Осуществляется контроль над производством дискурса: дисциплина делает явными только те дискурсивные события, которые произведены по правилам дисциплинарности, т.е.: 1) соответствуют правилам дискурса; 2) подчиняются дискурсивным ритуалам (квалификация, коммуникативная позиция, жесты и поведение, задающие "предполагаемую или вменяемую силу слов - их действие на тех, к кому они обращены, и границы их принудительной силы"); 3) принадлежат дискурсивным сообществам, в которых обеспечивается циркуляция дискурсов в "закрытых пространствах" и осуществляется их распределение таким образом, "чтобы их владельцы не оказались лишены своей собственности самим этим распределением"; и 4) социально присваиваются и закрепляются на макро- уровне общества посредством главным образом системы образования. В психиатрии как разновидности дисциплинарности изучаются виды деприваций, психогении.
В общественном развитии, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет вторая из них.
Взаимодействие развертывается между индивидом и социальной системой в пространстве символических образцов культуры. Оно - открытая система, реализующая четыре системные потребности: адаптацию, целеполагание, интеграцию и регуляцию. Взаимодействие задается в своеобразном поле как многомерно простроенное по координатам: 1) эмоциональность – нейтральность; 2) достижение – предписывание; 3) диффузность – специфичность; закрепляется в ролевых статусах. Каждому соответствует определенное ожидаемое поведение по культурой закрепленным, легитимированным нормативным образцам. Социум требует постоянного развития способностей, непрерывного образования, широкомасштабное мышления, подвигает индивида к граням новой жизни.
Все психосоциальные последствия проистекают из действия взаимосвязанных принципов, программирующих поведение миллионов людей: специализации, концентрации, максимизации и централизации. Социум обуславливает социальный, экономический, культурный и политический облик индивида.
Сопряженные внутренние изменения социума, в определенный момент превышают допустимый для индивида как динамической системы предел напряжения, вынуждают его как систему в целом перейти порог устойчивости. С этого момента возможно изменение направления дальнейшего развития индивида. Его состояние как психосоматической системы станет хаотичным или оно перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности.