Большой интерес представляет также концепция одаренности, разработанная одним из самых известных в мире специалистов в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли[18]. Он предложил трехкруговую модель одаренности, которая включает:
1. Способности выше среднего или талант. При этом высокие интеллектуальные способности являются необходимым, но недостаточным условием для высоких достижений.
2. Приобщенность к задаче предлагает настойчивость, усердие, волевые усилия. Дж. Рензулли отмечает, что существует период высокого приобщения к задаче и период низкой приобщенности. Эти периоды соответственно связаны с высокой и низкой продуктивностью деятельности.
3. Креативность понимается Дж. Рензулли как своеобразие поведения личности, которое выражается в оригинальных способах получения продукта, в новых подходах к решению проблем, создании оригинального продукта.
Одаренность в данном случае проявляется как результат взаимодействия всех трех факторов, которые выступают как взаимосвязанные переменные (Дж. Рензулли, 1986).
Модель Дж. Рензулли построена на свойствах, отмечаемых у взрослых, реализовавших свои творческие возможности. Однако это порождает много нерешенных пока вопросов: не ясна природа существующей связи детской одаренности и гениальности взрослого, что требует специальных как психолого-педагогических, так и психогенетических и нейропсихологических исследований.
Как естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершенности или неопределенности, рассматривает креативность известный американский психолог П. Торренс[8]. Разработанные им на основе собственной концепции одаренности методики диагностики креативности широко применяются во всем мире при идентификации одаренных детей.[12]
Понимая, что высокие показатели креативности еще не гарантия высоких творческих достижений в дальнейшем, они лишь свидетельство высокой вероятности их появления, напоминающую модель Дж. Рензулли, состоящую из трех условно пересекающихся окружностей, соответствующих творческим способностям; творческим умениям; творческой мотивации. Максимальный уровень творческих достижений возможен при сочетании всех трех факторов.
Другой модифицированный и дополненный вариант Дж. Рензулли предлагает Дж. Фельдхьюсен,[25] он разработал модель одаренности, включающую интеллектуальные и личностные факторы:
· выдающиеся общие способности;
· специальные таланты в какой-либо области;
· я-концепция;
· мотивация.
По его мнению, в основе общей одаренности лежат общие способности, включающие:
· способность хорошо мыслить, эффективно перерабатывать информацию;
· достигать понимания;
· решать проблемы;
· использовать метакогнитивные системы.
Я - концепция и самоуважение, по Дж. Фельдхьюсену, является компонентом одаренности и таланта, которые при наличии других личностных и социальных факторов способствуют реализации одаренности и таланта. Дж. Фельдхьюсен считает, что многие компоненты одаренности поддаются развитию, и это развитие может быть оптимизировано (Дж. Фельдхьюсен, 1989).
Согласно многофакторной модели одаренности, разработанной К. Хеллер [29] и сотрудниками, высокие достижения рассматриваются как продукт одаренности, личностных характеристик и социального окружения. Одаренность, в данной концепции, понимается как индивидуальный, когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные и психомоторные возможности (К. А. Хеллер, К. Перлет, В. Сиервальд, 1991).[33]
Фундаментальное, интегральное личностное свойство, обозначаемое как «творческая одаренность» (А. М. Матюшкин, Торренс и др.), «человеческий потенциал» (Дж. Рензулли и др.) можно назвать «одаренностью». [26]
Данное понятие указывает на то, что это некая универсальная, потенциальная возможность реализации личности в творчестве. Одаренность как система включает в себя ряд компонентов. В основе теоретической модели одаренности лежит ставшая традиционной природа факторов, впервые выделенных Дж Рензулли: креативность, способности выше среднего уровня мотивация. К этим факторам присоединяются три основные сферы: психосоциальная, когнитивная и физическая. Они представляют обычно выделяемые, относительно автономные сферы, в которых проявляется одаренность. Характеризующие выделенные факторы, компоненты модели, представляющие собственно психический уровень, который необходимо рассмотреть более подробно.
Креативности, как одному из основных компонентов, отводилось и отводится важное место в структуре одаренности. Уровень развития интеллекта признавался многими исследователями как необходимое, но недостаточное условие Г. Хилдрет (1966), [20] анализируя развитие понятия «одаренность», пишет: «Первые определения одаренности связаны с коэффициентом интеллектуальности. Определение одаренности сегодня шире и основано на многообразии измерительных свойств и более совершенных, гибких понятиях необычных способностей и возможностей, включающих тип не только «хорошего ученика», «но и креативного и оригинального».
П. Торренс под креативностью понимал «процесс, составные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам, к дисгармонии и т.д., осознание проблем, поиск решений, догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также сообщение результатов.[32]
При этом в качестве синонимов «креативности» использовались термины «творческое мышление», «творческое воображение» (без учета специфики соответствующих процессов). Это отразилось и на подборе тестовых заданий. Так, для определения уровня развития креативности предлагались задачи на творческое мышление (например, классификация наборов предметов, фигур и букв и др.) и воображение (например, дорисовывание фигур).
В ходе двадцатипятилетней работы К. Тейлором и его сотрудниками было идентифицировано восемь видов креативной одаренности, которые выражаются в продуктивном мышлении, планировании, предсказании, принятии решений, общении, воплощении или исполнении решений, межличностных отношениях и в усмотрении возможностей (Л. В. Попова, 1991;Е. Г. Тищелко, 1993) [21]. Каждое из таких проявлений трактуется К. Тейлором весьма узко. Так, например, проявление креативности в общении по К. Тейлору — это умение ясно выражать свои мысли и чувства, чтобы они были понятны другим. Креативность в области межличностных отношений — умение понимать других, эффективно и продуктивно сотрудничать с ними.[24]
Способности выше среднего уровня. В данном контексте термин «способности» имеет несколько нетрадиционный оттенок. В данном случае имеется в виду широкий спектр явлений таких, как самые разнообразные знания, умения и навыки, без которых никакая творческая деятельность невозможна — это с одной стороны; с другой стороны — как бы представлены возможности их применения в самой разнообразной, по предметной направленности, деятельности[20]. В моделях, где вместо данного качества представлен «интеллект» (как, например, в некоторых вариантах модели Дж. Рензулли), понятие одаренность неоправданно сужается, и модель в подобном случае оказывается пригодной лишь для описания одаренности только в познавательной сфере (интеллектуальная одаренность, академическая одаренность). Иначе говоря, мы в этом случае имеем дело с одним из видов частной, или специальной одаренности.
В некоторых работах Дж. Рензулли «интеллект» раскрывается как проявляющиеся в разных сферах способности выше среднего уровня. Сходная трактовка этой позиции принадлежит психологу Г. Гарднеру. Разрабатывая данный аспект модели Дж. Рензулли он расклассифицировал данное свойство «интеллект», выделив семь его категорий. Рассматриваемая модель предполагает несколько иное, более универсальное представление. Это на теоретическом уровне объясняет некоторые аспекты проблемы соотношения и взаимной связи так называемых «общей» и «специальной» одаренности [23].
Кроме того, данный компонент модели одаренности в значительной степени характеризует одаренность с качественной стороны. Спектр способностей может быть более или менее широк, количественная оценка последних и их дальнейшее сопоставление можно рассматривать как одну из качественных характеристик одаренности.
Из всего вышеизложенного следует, что одаренность не сводится лишь к высоким количественным показателям умственного развития, а понимается как сплав компонентов, взаимосвязанных между собой: личностных качеств и отдельных способностей, интеллектуального развития и креативности.
Таким образом:
1.Представления об одаренности, как о врожденном и сугубо интеллектуальном явлении, сменилось новыми теоретическими концепциями.
2.Одаренность не идентична высокому интеллекту, хотя высокий интеллект является одним из условий одаренности.
3.Важнейшим компонентом одаренности является креативность (творчество), развитие которого обеспечивает выявление возможностей личности, ее самовыражение, самореализация.
4. Одаренность вовлекает целостную личность человека; его интересы, мотивы, чувства, волевые проявления и другие стороны личности.
5. Творческий потенциал личности является основой одаренности. При этом он не реализуется автоматически, без влияния условий жизни и социального окружения.
1.2.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ
Психология начала свое существование в качестве экспериментальной науки во второй половине XIX века, в лабораториях В. Вундта, Э. Титченера, Г.Ге льмгольца, Э. Вебера, Г. Фехнера, Г. Эббингауза и др. «патриархов», которые исследовали преимущественно отдельные «акты сознания» – познавательные психические процессы. Эксперименты этих ученых позволили впервые установить законосообразность функционирования психики и выделить особую форму причинности – психическую, не сводимую к физической или биологической детерминации явлений душевной жизни. Предметом исследования стали ощущение и восприятие, внимание, память, а позднее воображение и мышление, которые являются основой любой творческой деятельности.[36]