МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кировский филиал
Гуманитарный факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: «Психодиагностика».
Тема: «Влияние творческих способностей на познавательную сферу личности в школьном возрасте».
Выполнил: Плашко Р.В., студент
5 курса, 10 семестр, сокращенный
срок обучения (осенний набор)
Научный руководитель: к.психол.н., доцент Росина
Защищена:_____________
«____» сентября 2007 «______________»
Киров
2007
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие творческих способностей
1.2. Познавательные психические процессы личности (внимание, воображение)
Выводы теоретической части
Глава 2. Экспериментальная часть. Исследование влияния творческих способностей на познавательные процессы личности.
2.1. Методы и методики исследования
2.2. Организация исследования
2.3. Результаты исследования и их интерпретация
Выводы экспериментальной части
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ.
ВВЕДЕНИЕ.
В потоке внешних раздражителей люди обычно воспринимают лишь то, что укладывается в «координатную сетку» уже имеющихся знании и представлений; остальную информацию они бессознательно отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, – это нечто большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость» связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.[6]
Триста лет назад Рене Декарт говорил о необходимости ввести абсолютно нейтральный язык для описания объективных наблюдений. Он надеялся, что этот язык предотвратит искажения, идущие от предвзятых мнений и установок. За три столетия такой язык не был разработан, да и возможен ли он в принципе? [8]
В последнее время одним их главных направлений психологического тестирования одаренности становится измерение творческих способностей человека, его креативности. Творчество может рассматриваться двояко – как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность.
Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности – от постановки проблемы до поиска операциональных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В соответствии с этим большинство психодиагностических тестов, исследующих творчество, ориентированы на выявление способностей к дивергентному мышлению. Наиболее известными и широко используемыми являются тесты творческого мышления, разработанные П. Торренсом. По мнению ученого, творческие возможности человека позволяют более надежно судить о будущих успехах ребенка, чем уровень его интеллектуального развития.[3]
Важным этапом в психодиагностике творческих способностей человека явились работы Дж. Гилфорда, который предложил в разработанной им модели интеллекта различать конвергентное и дивергентное мышление. Если конвергентное мышление – это последовательный логический процесс, протекающий строго «от ступени к ступени» и приводящий к единственно правильному решению, то дивергентное мышление – это процесс, идущий одновременно в нескольких направлениях, он меньше ограничен заданными факторами, допускает изменение путей решения проблемы и приводит к неожиданным выводам и результатам, к нескольким альтернативным решениям.[7]
Вопрос, который рассматривается в данной курсовой работе, один из актуальных в психологии и педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей человека, об одаренности, гениальности. И самое главное, это вопрос о том, какое влияние эти способности оказывают на познавательные процессы личности, такие, как воображение и внимание. Важно понять, каким образом, психологически правильно развивая воображение, обогащая духовный и культурный уровень, можно достичь качественного улучшения процессов мышления.
Актуальность работы определяется реалиями времени, тем, что сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Забота об одаренных детях сегодня — забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу о детях, имеющих большой творческий потенциал, так, как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл. В сферах, отвечающих их одаренности, такие дети достигают высокого уровня развития, и результаты их деятельности имеют уникальный характер. Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности своевременного выявления и развития различных способностей детей как фундамента для развития познавательных процессов.
Цель работы: исследовать познавательные и личностные качества ребёнка школьного возраста для:
· отбора детей, чьи таланты и творческие возможности не могли быть выявлены с помощью существующих ранее методов;
· отбора детей для обучения с использованием программы для одаренных, с целью развития творческих способностей;
· выявления связи между способностями и высоким уровнем развития познавательных процессов;
· выявления и включения в особые группы для занятий по специальным или индивидуальным программам или для обучения в обычных классах тех детей, которые ранее считались неспособными и за низкой академической успеваемости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную проблемам данного исследования.
2. Подобрать репрезентативные методики для исследования уровня творческих способностей и их влияния на познавательные процессы личности.
3. Исследовать творческие способности детей, а также их влияние на познавательные процессы личности.
Гипотеза исследования: у детей с высоким уровнем развития творческих способностей будет наблюдаться более высокий уровень возможностей в познавательной сфере (воображение и внимание) в сравнении с детьми с низким уровнем творческих способностей.
Предмет исследования: уровень творческих способностей, когнитивно–интеллектуальные творческие факторы (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления) и лично-индивидуальные творческие факторы (аффективно-чувствительные) и их влияние на познавательные процессы личности.
Объект исследования: познавательные процессы и способности детей младшего школьного и подросткового возраста.
Теоретическую базу исследования составили работы А.В.Брушлинского; Д.Б. Богоявленской; Ф. Бартлера; Э.де Боно; Дж.Гилфорда; Дж. Галлагера; Г. Гарднера; В.В. Давыдова; 3.И. Калмыкова; А.М. Матюшкина; Н.А. Менчинской; Н.Н. Поддьякова; Я.А. Пономарева; Ж.Пиаже; Л.В. Попова; К. Перлета; С.Л. Рубинштейна; Дж. Рензулли; Б.М.Теплова; О.К. Тихомирова; П. Торренса; Дж. Фельдхьюсена; К.А. Хеллера; Г. Хилдрета;
Для проведения экспериментально–психологического исследования были использованы следующие методы: теоретические (метод анализа существующей по данной теме научной литературы, методы сравнительного анализа), экспериментальные (психодиагностические методы).
Использовались следующие методики:
· набор креативных тестов Ф. Вильямса [52], созданный на основе тестов Гилфорда и Торренса [55] и адаптированный вариант опростника креативности Джонсона [53], направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.
· тест дивергентного (творческого) мышления; цель – исследование когнитивно–индивидуальных способностей учащихся (беглость мышления, гибкость мышления, оригинальность мышления, разработанность мышления);
· тест личностно–творческих характеристик; цель – изучение личностно-индивидуальных способностей (способность пойти на риск, сложность (исследовать неизвестное, быть готовым), любознательность, воображение);
· методика «Запомни и расставь точки» цель – исследовать объём внимания.[7]
Экспериментальная база исследования: МОУ ДОД «Детская школа искусств», и МОУ «СОШ №5» города Воркуты. Выборку составили 120 человек, возраст 8 – 16 лет, учащиеся начального и среднего звена.
Сроки проведения исследования: апрель – июль 2007 года.
Структура работы:
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Приложение включает описание методик исследования, таблицы и графики с результатами исследования.
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Значительные трудности в определении понятий творческих способностей и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности творческих способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, сручной, пригодный, удобный». Наряду со «способным» используются понятия «способливый» и «способляться». Способливый человек характеризуется как находчивый, изворотливый, умеющий способиться, а способляться, в свою очередь, понимается, как умение сладить, управиться, устроить дело. Способный здесь фактически понимается как умелый, а понятия «умение» в словаре отсутствует. Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.