Цвет, видимый нами как цвет определенного предмета, обладает специфическими свойствами. Основным из этих свойств является относительная его константность при изменяющихся условиях освещения. Хотя, будучи освещенной различным по яркости и цвету светом, цветная поверхность предмета отражает различный цветовой поток, воспринимаемый цвет поверхности, так же как и объективная окраска самого предмета, при этом не изменяется. Мы как бы «снимаем» освещение, воспринимаем цвет в его нормальном освещении. Это «снятие» освещения и как бы перевод его в условия нормального освещения обозначается обычно как трансформация цвета. Не существуй у нас подобной трансформации, белый цветок, находящийся под зеленой листвой, должен был бы казаться того же цвета, что сама листва под открытым небом; клубок белых ниток при свете лампы должен был бы иметь для нас цвет апельсина. Однако в естественных условиях наших восприятий этого нет: лист белой бумаги остается белым при желтоватом освещении электрической лампы и под зеленой листвой, хотя физически состав отражаемого им света в обоих случаях различен. Писчая бумага воспринимается нами как белая и в сумерки, а шрифт печатного текста как черный и при ярком солнечном освещении, хотя свет, отражаемый белой бумагой, слабее света, отражаемого шрифтом при солнечном освещении. Еще Э. Геринг отмечал, что кусок угля в полдень отражает в несколько раз больше света, чем кусок мела на рассвете; между тем и в полдень уголь воспринимается нами как черный, а мел на рассвете как белый. Это постоянство цвета в некоторых отношениях особенно примечательно: при постоянстве величины и формы изменяется лишь изображение на сетчатке: в данном случае изменяется и объективный раздражитель — физический состав световых лучей, отражаемых поверхностью воспринимаемого цвета, в соответствии с цветом самого предмета, хотя этот последний является лишь одним из условий, определяющих действующий на глаз раздражитель.
Явление константности и трансформации цвета — по-видимому, сложный процесс, обусловленный как центральными, так и периферическими факторами. Для того чтобы правильно и достаточно дифференцированно определить их ахроматической константности цвета поверхностей еще и константность освещенности. [8]
Константность освещенности объясняется тем, что к цвету освещения прибавляется контрастный цвет. Вследствие этого как хроматическое, так и ахроматическое освещение нивелируется по своей силе, приближаясь к среднему дневному, а хроматическое освещение, сверх того, становится менее хроматическим. Явление хроматической константности цвета выражается в тенденции воспринимать цвет поверхности как освещенной средним дневным светом и объясняется явлением константности освещенности.
Проблема ахроматической константности — это проблема восприятия светлоты поверхности.
При одинаковом освещении изменения в светлоте поверхности совпадают с изменениями в яркости света. Однако явление константности освещения вызывает только тенденцию к нивелировке освещенности. Но так как, несмотря на константность освещения, различие в восприятии освещенности все же существует, то проблема восприятия светлоты не может быть объяснена только константностью освещенности. Светлота поверхности определяется отношением между отраженным и полным световыми потоками. Поэтому восприятие светлоты поверхности определяется осознанием соотношений между цветовыми свойствами предметов и цветовыми свойствами освещающего их света.
Это осознание соотношений между освещенностью и собственным цветом поверхности возникает на основе опыта — предшествующих восприятий. Существенную роль при осознании этих соотношений играет осознание качества фактуры поверхности (микрорельеф и микроцвет), а также осознание качества материала поверхности. Поэтому светлота воспринимается не независимо от условий освещения, обратно — вследствие осознания условий освещения.
Заключение
Таким образом, зрительное восприятие — совокупность процессов построения видимого образа окружающей действительности. На ранних этапах филогенетического развития зрительное восприятие обеспечивает получение информации о пространственном положении и движениях объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме объектов. У высших млекопитающих, в т. ч. и у человека, зрительное восприятие занимает в системе других перцептивных процессов ведущее место. Наряду с задачей отражения предметов и их свойств оно выполняет также важную проприоцептивную функцию, участвуя в восприятии и регуляции движений наблюдателя.
Современные данные показывают, что зрение дает начало целому ряду качественно различных процессов, связанных с отражением цветовых, пространственных, динамических и фигуративных характеристик, находящихся в зрительном поле объектов.
Список использованной литературы
1. Глейтман Г. Основы психологии. М.: Высшая школа, 1999
2. Климов Е.А. Общая психология. М.: Озон, 2002
3. Кун Д. Основы психологии: все тайны поведения человека. М.: Олма-Пресс, 2001
4. Рубинштейн С.Л.Основы психологии. М.: Академия, 2000
5. Столяренко Л.Д., Основы психологии. М., Феникс, 1997
[1] Климов Е.А. Общая психология. М.: Озон, 2002 г. С.76
[2] Кун Д. Основы психологии: все тайны поведения человека. М.: Олма-Пресс, 2001 г. С.155
[3] Рубинштейн С.Л.Основы психологии. М.: Академия, 2000 г. С.98
[4] Климов Е.А. Общая психология. М.: Озон, 2002 г. С. 157
[5] Кун Д. Основы психологии: все тайны поведения человека. М.: Олма-Пресс, 2001 г. С. 185
[6] Рубинштейн С.Л.Основы психологии. М.: Академия, 2000 г. С. 214
[7] Кун Д. Основы психологии: все тайны поведения человека. М.: Олма-Пресс, 2001
[8] Глейтман Г. Основы психологии. М.: Высшая школа, 1999 г. С. 305