В России развитие «системы» (школы) Станиславского привело к появлению
«психотерапевтического театра», основанного на использовании катарсиса, а также импровизационных и игровых элементов.
В большей степени связь между импровизацией (спонтанностью) и катарсисом характерна для психодрамы. Завоевавшая значительную популярность в Америке и Европе психодрама, представляет собой терапевтическое использование прежде всего познавательных и учебных функций театра. Разыгрывая роли и пытаясь разобраться в человеческих взаимоотношениях в безопасной обстановке клиенты (или пациенты клиники), получают возможность отрепетировать межличностные столкновения, не расплачиваясь за возможные ошибки тяжелыми последствиями.[5]
Однако необходимо заметить, что, поскольку цели психодрамы порой довольно расплывчаты, то эмпирически оценить ее эффективность сложно. До сих пор нет публикаций результатов контролируемых экспериментов в этой области. Тем не менее, популярность психодрамы доказывает, что она, как минимум, обеспечивает развлечение людям, испытывающим проблемы в отношениях с окружающими, а некоторым пациентам, возможно, даже помогает изменить в лучшую сторон их образ жизни (как бы ни было трудно описать и измерить её воздействие). Голд Д.К. определяет благотворные эффекты психодрамы следующим образом: «Она позволяет нам лучше понять те вещи, которые часто остаются невысказанными или подвергаются внутренней цензуре. Благодаря ей, мы можем разыграть свои страхи, желания и конфликты в безопасной и комфортной обстановке. Она дает нам возможность опробовать новую манеру поведения, что в иных обстоятельствах было бы затруднительно. И, наконец, она позволяет наглядно увидеть, как другие люди реагируют на типичные житейские драмы, как они противостоят им, уклоняются или ищут возможные пути решения».[6]
Более эклектичные методы терапевтического использования драмы обычно называют драматерапией. Подобно психодраме, драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем, но для этого используются готовые драматические произведения более общего, неперсонифицированного содержания. Драматерпия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. Поскольку в театре время и пространство «сжаты», то в одну пьесу порой вмещается опыт всей человеческой жизни, передать и понять который иными способами просто невозможно.
Как и в психоанализе, в драматерапии используется понятие «перенос».
Предполагается, что мы способны переносить – и неизбежно переносим – свои прошлые чувства и отношения на тех, кто окружает нас в настоящем (в том числе – и на персонажей пьесы). Более того, играя роли вымышленных персонажей, клиенты (пациенты) начинают лучше понимать самих себя и получают уникальную возможность пережить мысли и чувства, которые нельзя выразить иными способами. Поскольку есть возможность дистанцироваться от персонажа, то ситуация оказывается менее угрожающей, чем в реальной жизни, и может быть проанализирована более глубоко. Важной функцией процесса драматерапии состоит, по мнению Дженнингса, в возможности преобразовать прошлый опыт. В драматической роли человек может вернуться к деструктивным ситуациям своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным, и мысленно трансформировать их так, чтобы достичь большего контроля над ситуацией и большей свободы. Факты могут остаться в общем и целом почти неизменными, но поменяется манера, в которой передается (разыгрывается на сцене) история из прошлого пациента, а следовательно, и восприятие пациентом этой истории. [7]
Таким способом, можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации. Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. По мнению Грэйнджера Р., драматерапия освобождает человека, поскольку помогает ему понять, «что роль можно по собственному желанию принять либо отказаться от нее или сменить; что в каждом из нас живет целое семейство непохожих друг на друга личностей». Вместо попыток приблизить драму к жизненной реальности люди начинают сознавать, что сама жизнь в какой-то мере является ролевой игрой и, следовательно, содержит ярко выраженный драматический элемент. Всем детям - как "обыкновенным", так и "особенным" - необходима драматерапия, участие в постановке спектакля, театрализованного действа в любой доступной для них форме.
Можно выделить два направления работы: собственно постановка спектакля и литературно-драматическая игра. Спектакль предполагает наличие отдаленной цели - проигрывания действия в костюмах перед зрителями. Обязательным условием является занятость всех детей в постановке, наличие общих для всех детей задач - например, изучение-проживание эпохи или смены времени года или социально значимого жеста ("да", "нет").[8]
Литературно-драматической игрой я назвала бы мини-спектакль, при постановке которого главным является создание образа, архетипа. Здесь главная цель - дать возможность одному или двум героям пережить, преодолеть то, что мешает им в жизни. Переживание катарсиса, успешное разрешение ситуации в сказочной атмосфере спектакля помогает справляться с робостью, трусостью и чувством отверженности в реальной жизни. Такое занятие можно проводить в мини-группе из 2-3 человек, либо остальные дети играют роль массовки. История проигрывается не более двух-трех раз, т.к. здесь затрагиваются слишком глубокие переживания и частое повторение или неосторожная реакция публики может привести ребенка к нервному срыву. [9]
Драматерапия позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.
Так же как малыши играют в машинки, в куклы, постепенно переходя от простых манипуляций с предметами к более сложным ролевым играм, так младшим школьникам и подросткам необходимо переживание ранее накопленного человечеством опыта.
Пространство, выделенное под сцену, может быть больше или меньше, в зависимости от числа занятых в спектакле детей и от выбранной пьесы, но необходимо учитывать, что если у ваших актеров есть серьезные проблемы с речью и (или) с мелкой моторикой, вам понадобится больше пространства, т.к. длинные диалоги и сложные жесты будут заменены крупными широкими жестами и красивыми проходами по сцене. Однако в этом есть и свои плюсы, т.к. слишком "разговорные" пьесы "не для всех" не очень сценичны и трудны для восприятия даже в исполнении профессиональных актеров. [10]
Начинать занятие желательно с некоторого "волшебного" звука - колокольчика или металлофона, - и им же заканчивать, подчеркивая этим переход от реальности к сказочно-театральному пространству и обратно. Причем обратный переход для многих оказывается даже важнее, особенно для тех, у кого повышенная эмоциональность сочетается с ригидностью, склонностью к застреванию на одной теме. Они могут настолько войти в роль, что оказываются неспособными потом ни думать, ни говорить ни о чем другом. Далее следует "экспозиция" - рассказ истории с параллельным распределением ролей. Если на следующих занятиях вы хотите поменять детям роли, необходимо заранее их об этом предупредить. Затем собственно проигрывание всего спектакля или отдельных действий, но обязательно с кратким проговариванием связок и конца. Эта часть занятия может изменяться в зависимости от умственного развития детей, сложности спектакля и степени знакомства детей с материалом. При инсценировке классических произведений очень важно не подменять текст оригинала вольным пересказом, но, и сокращая, сохранять ритм, стиль и язык подлинника.[11]
1.3 Техника драматизации и общие принципы работы
Одной из наиболее интенсивных по глубине переживаний является ролевая драматизация с масками с использованием видеоанализа. Данный вид работы имеет комплексный характер и включает следующие действия участников группы.
- Составление "Ролевой карты". Пациенты пишут о своих привычных социальных ролях. Затем обсуждают в мини-группах свои чувства, связанные с отношением к обозначенным ролям и их местом в жизни.
- Проведение направленной визуализации "Поиск маски тени", которая дает возможность участникам группы погрузиться в бессознательное и встретиться с теневыми аспектами собственной личности. В процессе направленной визуализации им предлагается найти маску, примерить ее и задать самим себе ряд вопросов, которые "запускаются" в бессознательное для поиска ответов. Сами ответы могут прийти позже. На дальнейших этапах работы как внезапные озарения.
- Наложение грима или изготовление масок.
- Актуализация образа героя. Образ героя используется для того, чтобы актуализировать и передать активные, положительные, жизнеутверждающие грани Я. Мы исходим из того, что работа с образом героя стимулирует раскрытие внутреннего потенциала, конструктивных аспектов личности участников группы. Нередко это ощущается как прилив сил, оживление, сопровождается сильными переживаниями. Данный этап работы осуществляется следующим образом: сначала участники "примеряют" на себя образ героя, "вживаются" в роль. Они также отвечают на вопросы, заполняя специально подготовленные бланки-дневники, где описывают чувства героя, его состояние, мысли, что он хочет сказать и сделать, чему учит. После этого проводится постановочная фотосессия и подготовка к драматическому действию (прописывание роли, сочинение монолога, создание дополнительных реквизитов).