Смекни!
smekni.com

Реабилитационные возможности театрального искусства (стр. 4 из 7)

- Драматическое выступление, которое записывается на видео.

- Снятие маски. Этот этап связан с разотождествлением с ролью, внутренним дистанцированием от тех обстоятельств, которые изображались в ходе драматического выступления.

- Просмотр и анализ фотографий и видеоролика, которые происходят на следующей сессии. Пациенты получают возможность посмотреть на себя в образе героя и свое драматическое выступление как бы со стороны, отстраненно, и получить обратную связь. Обычно драматическое выступление с воплощением образа героя производит на пациентов сильное впечатление. Увидеть героя, а под ним распознать собственные черты для многих является "шоком", своего рода "пиковым" переживанием. Участники группы нередко лицом к лицу встречаются с вытесненным, конфликтным материалом, и это помогает им пережить момент озарения и осознания. Возможность актуализировать, выразить связанные с ведущим конфликтом чувства в индивидуальном драматическом действии и принять пережитый опыт помогает разрешить ключевые внутренние противоречия, интегрировать и изменить личность.

- "Трансформация героя", создание ресурсной, позитивной маски или наложение грима, передающих представление о новом образе "Я". Затем проводятся еще одна фотосессия или видеосъемка с последующим просмотром и анализом. На данном этапе работы дается возможность изменить, трансформировать прежний образ героя и закрепить позитивные, ресурсные переживания и качества Я.[12]

Необходимо кратко отметить следующие правила драматизации, которые стремятся учитывать при использовании данного вида работы: (1) позитивная трансформация образа в процессе драматической игры, (2) постепенное вхождение в драматическую реальность, пребывание в ней и последующий выход из нее в обыденную реальность (с этой целью используются элементы ритуала), (3) реальное действие "на сцене" с использованием предметов.

Суть драматерапии заключается в драматизации событий, лежащих в основе чрезмерных эмоций человека. Рекомендации, разработанные специалистами в области драматерапии и адаптированные к работе с обычными детьми, могут быть успешно использованы в музыкально-образовательном процессе в школе при инсценировке песен и постановке музыкальных спектаклей.

Одной из важнейших таких рекомендаций является целенаправленное распределение учителем различных ролей между учащимися при инсценировке песни или постановке музыкального спектакля. Поскольку в музыкально-сценической деятельности у ребенка обычно происходит идентификация самого себя с исполняемым им сценическим персонажем, учитель, работая с учеником над ролью, имеет возможность «высвечивать» положительные качества личности ребенка и нивелировать его негативные личностные качества и состояния, например, повышенную агрессивность, замкнутость, завышенную или заниженную самооценку и др.

Существенной основой для использования драматерапии в школе является создание учителем психолого-педагогических условий для «выплеска» детьми их чрезмерных эмоций в процессе музыкально-сценического творчества.[13]

Владение методами драматерапии позволяет учителю связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций. Это дает ребенку возможность для осмысления таких ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.

Драматерапия может эффективно способствовать выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности.

Театрализация движений.

Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально, в группе или коллективно. Техника перевоплощения:

придумать свое животное и изобразить его;

изобразить животное, название которого написано на карточке;

передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей и т.п.

Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках):

-связка воздушных шариков, которые сдуваются;

-клумба с распускающимися цветами;

-отклеивающиеся от стены обои;

-тающий снег и капающие сосульки;

-аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками;

-падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак;

Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств.

«Я – эмоция» - передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие и т.п.

Техника круговых движений.

Изобразить характерные походки: солдата, балерины, мышки, бегуна, павлина, обезьяны, маленького ребенка, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; мамы, идущей из магазина и т.п.

Структуры театрального процесса и психотерапии содержат в себе признаки родства, что указывает на обоснованность и целесообразность интеграции трансформированных приемов театрального искусства в психотерапию.[14]

1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка

Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактиче­ски способен. Способности, как и все в личности, развиваются в процессе деятельности. Однако проблема, соответствуют ли они той цели, к которой стремится человек, всегда сохраняет свою ак­туальность. Всегда человек так или иначе оценивает соответствие желаемого им – возможному. Но эта оценка не всегда правиль­на. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, т. е. притязает на большее, чем может. В других же, напро­тив, – его самооценка оказывается слишком робкой, и он спосо­бен на несравненно большее, чем сам предполагает.

Самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему обли­ку. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, ка­ким его считают другие, самооценка чаще всего бывает непра­вильной, или, как ее называют психологи, неадекватной.

Как по­вышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека. Нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, под­дается воздействию, изменению. Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценоч­ных суждений других (учителей, сверстников) относиться опреде­ленным образом, как к реальным результатам своей учебной дея­тельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные дости­жения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными лич­ностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личност­ных качеств. Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обыч­но даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Мол, инте­ресно, в чем? Какая?» Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча, перечиты­вают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям дру­гих. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооцен­кой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бра­куют все, что делают другие. Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка скла­дывается в процессе воспитания, в котором основная роль при­надлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стрем­лением к достижению успеха как в учении и общественной ра­боте, так и в играх.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Занятия драматерапией может способствовать тому, чтобы застенчивые дети лучше адаптировались в коллективе, почувствовали себя увереннее, проявляли себя.[15] На мой взгляд, дети, которые хотя бы один раз выступали на сцене, проигрывали какие-то роли или же просто демонстрировали свои умения, отличаются большей уверенностью, легкостью в общении. Оценка выступления зрителями в виде бурных аплодисментов, безусловно, влияет на самооценку детей. Так же ребенок в этом видит некую поддержку, одобрение, что так же немало важно в развитии его личности.

Ребенок становится более раскованным в своих движениях, поступках. Дети, которые занимаются каким-либо видом театрального искусства становятся наиболее уверенными на уроках, увереннее выражают свои мысли. Получая определенную роль, ребенок начинает отождествлять себя с героем, при этом начинает воображать, мыслить, придумывать историю, образ. Здесь очень важна правильная работа педагога, индивидуальный подход к каждому ребенку, важно знать какие роли ему подходят и которые повлияют на него положительно, а какие наоборот не принесут ожидаемый успех. В своем исследовании я больше коснулась влияния драматерапии на самооценку ребенка. В детском возрасте занятия драматерапией или же просто театральным искусством может очень сильно влиять на развитие адекватного отношения ребенка к самому себе.