БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра социальной работы
Реабилитационные возможности театрального искусства
Курсовая работа
Минск 2009
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Драматерапия как вид терапии искусством………………………5
1.1 Понятие драматерапии………………………………………………...5
1.2 Использование сценического искусства в психотерапевтических целях……………………………………………………………………….11
1.3 Техника драматизации и общие принципы работы………………...17
1.4 Терапевтическое воздействие драматерапии на развитие ребенка…………………………………………………………………….22
Глава 2. Исследование самооценки у детей с помощью проективных методик………………………………………………………………………..26
2.1Теоретические основы и практическое применение проективного метода………………………………………………………………………26
2.2 Исследование самооценки у детей с помощью проективной методики «Смешные человечки»…………...……………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………...37
Приложение 1
Приложение 2
Введение
С самых древних времен искусство оказывало на человека только положительное воздействие. Оно помогало людям раскрыться, преодолеть внутренние комплексы.
Театр, как яркая разновидность искусства привлекает к себе людей творческих, помогая им раскрыть себя, реализовать свой внутренний потенциал, эмоционально выразить свои чувства. В наше время терапия искусством также широко используется в работе с детьми, имеющими патологии. Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям и конкретно помочь детям, которые погружены в себя. Ведь любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивную реакцию. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.
Наиболее ярким, на мой взгляд, разделом арт-терапии является драматерапия. Драматерапия включает не просто обсуждение, а «проживание» проблем. Драматерапия делает акцент на художественной форме драмы как таковой и на ее универсальной применимости к житейским проблемам. В драматической роли человек может вернуться к деструктивным ситуациям своей жизни, где он чувствовал себя беспомощным, и мысленно трансформировать их так, чтобы достичь большего контроля над ситуацией и большей свободы. Таким способом можно помочь людям выбраться из тупиковой житейской ситуации. Драматерапия поощряет людей к внешнему выражению подавленных мыслей и чувств, к опробованию новых способов поведения и в результате к открытию новых аспектов собственной личности. Драматерапия очень важна и эффективна в работе с детьми. Она позволяет решать в игровой форме множество задач, связанных с двигательным и когнитивным развитием, но для нас важнее то, что она дает уникальную возможность провести ребенка
через все эпохи становления человечества. От пробуждения эмоций через формирование душевных качеств к высшим гуманитарным ценностям.
Цель и задачи исследования. Общей целью настоящей работы явилось определение механизмов лечебного действия и изучение эффективности оригинального базирующегося на театральных системах направления в психотерапии, драматерапии, призванного посредством разработки на его основе новых психотерапевтических методов способствовать повышению самооценки ребенка.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1.Выявить сущность драматерапии, области ее применения.
2.изучить технику драматизации и общие принципы работы
3. Исследовать влияние занятий драматерапией на застенчивых, аутичных, испытывающих проблемы в общении детей.
Объект: дети 7 лет, испытывающие проблемы в общении.
Предмет: влияние драматерапии на детей с заниженной самооценкой и испытывающих проблемы в общении.
Гипотеза: Драматерапия способствует снятию барьеров межличностного общения и повышению самооценки у детей. На примере исследования самооценки и межличностных взаимодействий в коллективе до и после драматерапевтического процесса.
Глава 1 Драматерапия как вид терапии искусством
1.1 Понятие драматерапии.
Драматерапию обычно считают разновидностью групповой психотерапии. Даже когда драматерапевтический подход используется в индивидуальной работе — а это нередко случается, — он сохраняет признаки групповой психотерапии. Драматерапия всегда связана с групповыми феноменами, также как и драма являет собой групповое событие, хотя иногда предполагает присутствие лишь двух человек. Люди обладают способностью “разыгрывать” драмы в своем воображении, представляя при этом любые персонажи, но подлинная межличностная драма требует присутствия, по меньшей мере, двух человек для того, чтобы между ними состоялся диалог и каждый из них осознал значимость своей личности и воздействие сказанного и сделанного им на другого человека. Иными словами, подлинная драма предполагает межличностное взаимодействие. Социальные психологи обратили внимание на то, что любая встреча между людьми является своего рода драмой.
Наше общение с другими людьми представляет собой “маленькие драмы”, в ходе которых мы используем определенные способы, позволяющие привлечь внимание другого человека. Так или иначе мы всегда презентируем себя другим людям, и это характерно для любых видов человеческих драм — даже для происходящих лишь в нашем воображении и невидимых для окружающих. Те, кто разделяют драму и театр на том основании, что театр предполагает обязательное наличие аудитории, а драма — нет, не принимают во внимание тот факт, что любому человеку нравится тем или иным способом представлять себя окружающим. Театр является одним из наиболее ярких проявлений этой закономерности — мы вплоть до самой смерти стараемся представлять себя окружающим, не только играя роли в отношениях с другими людьми и в своем воображении, но и создавая свои собственные “театры”. Театр представляет собой инструмент, позволяющий нам взглянуть на себя со стороны и проявить нашу способность к действию. Первые созданные в Европе театры — театры древней Греции — возникли из традиций разыгрывания разных сцен всего двумя актерами, выступавшими перед аудиторией.
Все это позволяет осознать, что драматерапия — это всегда групповая психотерапия, даже тогда, когда она реализуется в индивидуальной работе с клиентом. Как и всякий драматический процесс, драматерапия предполагает наличие определенной аудитории. Она также связана с попыткой вовлечь других людей — пусть даже в воображении — в драматическое действие и отвести им при этом определенные роли, пускай эти люди и остаются невидимыми и неслышимыми. Драма любого вида это групповое событие, связанное с тесным взаимодействием людей, их активными поступками и реакциями друг на друга. Можно сказать, драма сама по себе является действием, направленным на сплочение людей и преобразование их действий в некое значимое событие. Она включает в себя различные компоненты социального опыта и различные происходящие с людьми события, позволяя сфокусировать наше внимание на том, каким образом люди взаимодействуют друг с другом как существа, движимые стремлением постичь смысл своего существования. Благодаря вовлечению людей в специально сконструированный “мир игры”, в котором межличностное взаимодействие проявлено наиболее зримо и встраивается в заранее созданный сценарий, драма помогает им установить более тесную связь с обыденной реальностью, хотя сперва может показаться, что она, напротив, уводит их от реальности. Актеры и зрители объединяются в едином переживании и разделяют друг с другом то, что характеризует их как людей. Иными словами, они образуют единую группу.
Другой предпосылкой объединения людей в группу в процессе драматической игры является ее форма. Эта форма определенным образом связана с “выделением” из жизни тех или иных ее фрагментов и приданием им статуса независимого существования, что позволяет использовать для демонстрации разные типы человеческих отношений. Чтобы это сделать, необходимо прервать цепь взаимосвязанных событий и смоделировать событие особого рода, поместив его в центр всеобщего внимания. Тогда можно будет более отчетливо увидеть происходящее между определенными людьми в том или ином месте, при тех или иных обстоятельствах. Мы воспринимаем реальность через призму событий, фокусируем на них свое внимание и не отвлекаемся на другие вещи благодаря тому, что эти события помещаются в особое пространство. Любое событие при этом обретает определенную форму и имеет завязку, кульминацию и развязку. Для того чтобы привлечь наше внимание, событие должно иметь определенные временные границы — тем самым оно отделяется от происходившего до и после него. Игра прерывает течение жизни для того, чтобы сказать о ней нечто на своем собственном языке. В большинстве случаев, пытаясь описать особенности поведения того или иного человека и суть происходящих событий, мы формулируем некие умозаключения. Драма же пытается их имитировать, используя возможности воображения и такие аутентичные “материалы”, как человеческое тело, разум и дух, проявляющие себя в действии, а не только в мыслях или словах. Таким образом, драма требует определенного пространства, вынесенного за пределы повседневной жизни.
Сценическая игра отделена от жизни определенными границами. В то же время она сохраняет связь с жизнью — не столько в теории, сколько в реальных поступках. В игре все изображается реально — чувства, мысли, способы поведения и реагирования. Чтобы игру можно было квалифицировать как драму, она должна стать таким событием и обладать определенными границами, наподобие тех, которые обозначает певец, когда кланяется зрителям перед выступлением и делает это вновь, заканчивая петь. Иными словами, для того, чтобы отнести игру к драме, она должна иметь начало, середину и финал. Думая про те сценические постановки, о которых читали, которые видели или в которых принимали непосредственное участие, мы неизменно представляем их в качестве завершенных событий. Благодаря этому мы их запоминаем. Мы говорим, что они были о том или об этом, имея в виду не столько их смутную связь с определенными событиями, сколько то, что они запечатлелись в нашей памяти в качестве реальных примеров этих событий. Драма имеет для нас самые разнообразные значения; она пробуждает в нас различные воспоминания, оживляет чувства, причем гораздо более яркие и глубокие, чем те, которые показываются на сцене. Однако сила и глубина ее воздействия связаны со способностью драмы выражать события и переживания точно и ясно и представлять их в качестве легко распознаваемых феноменов, а не как один из элементов каких-либо иных явлений. Сценическая игра предполагает фокусировку на разных видах человеческого опыта — на тех или иных “осколках” жизни. Если драматерапия хочет быть действительно драматичной, то есть вести к исцелению через получение драматического опыта, она должна быть связана не только с воображаемыми персонажами и ситуациями, но и воспроизводить свою форму. Драматерапия — не просто способ рассмотрения человеческих проблем и противоречий посредством их “отреагирования” в сценической игре. Многие виды психотерапии для создания некоей альтернативной ситуации предполагают активность воображения.