Однако дальше он всё же оказался непоследовательным, и хоть с оговорками и со ссылками на «обстоятельства», но признал допустимым использование мата в экстремальных ситуациях, например, на войне. Почему и там мат недопустим и не может быть никаких исключений, убедительно доказано в одной из религиозных передач екатеринбургского радио:
— Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает на помощь бесов и получает от них силу и жестокость. Но долги приходится платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.
В старой казачьей сказке «Смерть атамана Игната» есть такой эпизод: «Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: «Ах ты,...!» Забыл атаман, что казаку нельзя чёрными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило. В щите веры оказалась щель — враг человеческий туда и уязвил!»
Георгий Дудченко
Газета "Мир православия", №8, 2007
ГЛАВА 2.
2.1 нецензурная лексика в семье.
Если ребенок начал ругаться матом.
Мат настолько стал частью нашей культуры, что подчас уже не вызывает ни возмущения, ни неодобрительный замечаний. Мат упрощает выражение эмоций и аргументацию. Но так ли непобедима эта экспансия.
Слово, оно состоит из звуков. И как-то получается, что одни звуки кажутся нам приличными , добрыми и мелодичными, а другие отвратительными,неприятными и неприличными. Проходя мимо ванной вам может резануть слух нежный голосок вашего ребенка, звонко чеканящий: бля, бля, бля. Казалось бы, это ужасно. Где ваша кроха могла набраться таких гадостей? Но если посмотреть , чем же занят ребенок, то может оказаться, что он просто играет в любимого лягушонка, который с характерным звуком "бля" прыгает по воде.
Кто виноват ?
Зачастую, причина детского мата - равнодушие родителей. Ведь если родители заняты своими делами , а ребенок нуждается в их внимании, то нет лучшего способа как громко и желательно в большой аудитории сказать что-то неприличное, нецензурное. И совершенно неважно, что родители начинают кричать, возмущаться, отчитывать или даже наказывать ребенка. Цель его достигнута - все внимание родителей приковано к нему. Когда ребенок понимает, что таким образом может управлять взрослыми, эта ситуация будет повторяться и повторяться. Ребенок может даже не понимать смысл сказанного слова, но видит какую реакцию оно вызвало. ОТЕЦ, как глава семьи , отвечает за всех, он - главный добытчик , закон и порядок, непререкаемый авторитет, на который равняются дети. Роль Матери - это внимание, забота, нежность и любовь. Из-за пассивной роли отцов, роль лидеров в подрастающем поколении заняли сверстники. И такое равнение на себе подобных не повышает уровень развития. В итоге детям труднее адаптироваться во взрослом мире, предъявляющему взрослые требования к их подростковому уровню развития.
Как известно, брань может быть аффективная (когда наступаешь на кошку) и паразитическая (для связки слов). Паразитическая брань, равно как и другие слова - паразиты ("короче", "ну", "вобщем" и т.д.) - это попытка восполнить бедность словарного запаса. Люди так привыкают к словам - паразитам, что избавиться от них оказывается не проще чем бросить курить. А те, кто думает, что запросто могут избавиться от такой паразитической брани пусть попробуют хотя бы пару дней не употреблять эти словечки. К тому же если убрать из употребления матерные слова , сразу явственно проступает лексическая и культурная обедненность.
Если без мата нельзя , значит либо человек психологически застрял в подростковом возрасте, либо искусно встроил мат в свою языковую систему. Такие люди пишут книги, стихи и песни. Иного матершинника и послушать приятно и полезно, а иногда человек вроде и обычные слова говорит, а слушать гадко и отвратительно. И дело здесь не в мате в частности, а в культуре речи в целом.
Иногда мы сами не замечаем как у нас вырываются бранные словечки, а потом удивляемся, и откуда малыш принес эти слова. Так что подумайте заранее, что вы будете кричать, когда в очередной раз попадете молотком по пальцу, чтобы не обогатиться словарный запас своего ребенка новым "грязным" словом.
Почему дети используют мат?
Дети, используя мат, обходятся всего лишь десятком слов, употребляя их в анекдотах, в настенной письменности, в игре. При этом каждый возраст имеет свои причины и мотивацию для употребления эти выражений.
Так, дети двух - пяти лет используют жаргон неосознанно, поскольку речевое подражание свойственно младшему возрасту наравне с другими видами деятельности.
В возрасте пяти - семи лет основной движущей силой является бунт против того "как принято, как надо". При этом матерные слова дети употребляют осознанно, прекрасно зная и понимая что этого делать нельзя.
В период с восьми до двенадцати лет дети понимают, где можно, а где нельзя ругаться. Жаргон используется среди ровесников для самоутверждения, из желания влиться в коллектив и стремления казаться взрослее. Школьники, матерясь, копируют манеру поведения старшеклассников, таким образом приобщаясь к миру взрослых. Так они чувствуют себя увереннее . Некоторый взрослые сторонятся матершинников, и дети, замечая это , думают что так можно заставить себя уважать и бояться.
К двенадцати - четырнадцати годам подростки как правило употребляют жаргон в основном для выхода эмоций или в анекдотах. Мат исчерпывает себя, т.к. перестает удовлетворять культурные потребности ребенка.
Издревле считали, что мат это не оскорбление , а защита. Поэтому подростки так сильно ругаются матом. Для них мир еще слишком враждебен, и они, как могут, пытаются от него защититься, а лучший способ защиты, как известно - нападение. За изощренной бранью подростки пытаются скрыть свои слабости, и казаться сильнее, жоще и неприступнее. С точки зрения психологии агрессия является необходимым звеном духовной эволюции, поэтому прохождение данного этапа развития является хорошим знаком того, что ребенок развивается нормально. Детям, не выплеснувшим подростковую агрессию и не прошедшим данный этап развития это грозит проблемами в будущем. Из таких детей вырастаю тираны и диктаторы. Так что будет гораздо лучше если ребенок наругается и выплеснет агрессию в этом возрасте будет расти и развиваться дальше, узнавая что можно, а что нельзя, и мат постепенно изживет себя.
2.2 Нецензурная лексика в литературе
О нецензурной брани в литературе
Современная литература переживает очень бурное время. С разрушением прежнего тоталитарного режима в пух и прах разбились многие государственные институты, необходимые для упорядочивания общественной жизни. Провозглашение гласности смертельно протаранило царствующую в прошлом цензуру. Эйфория, охватившая литературные круги дает знать о себе до сих пор. Свобода слова опьянила порабощенные ранее умы. Все запреты сняты. Пиши, что хочешь! Ругай прежнюю и нынешнюю власть, восхваляй русских царей, ругай большевиков и Ленина, восхваляй белую армию и ее генералов, ругай Россию и ее народ, восхваляй США и Европу. Это в политике. В области человеческих отношений раскрылись бездны криминала: мафия, проституция, наркомания. Главными героями современной литературы стали убийца, пьяница, бабник. В многочисленных журналах и книгах все об одном и том же: о сексе, крови и воровстве. Желтая пресса, желтая литература. Кстати, всем известные учреждения для сумасшедших так же прозываются – желтыми. Не случайное ли то совпадение? За считанные годы все перевернулось с ног на голову. Повальное сумасшествие. Нравственность в загоне. Разврат – воспевается. В кино, литературе, на сценах театров, в телепередачах, журналах. Откровенным шоком стало допущение в общественных местах нецензурной брани. Раньше за такие проступки подвергали административному штрафу. Теперь – аплодируют! В театре Виктюка благой мат считается не только необходимым элементом художественного замысла, но и привычным довеском для стимулирования театрального процесса на репетициях. Стал обычным. Что же это такое: духовное обнищание или некое творческое прозрение, взлет? Даже у нобелевского лауреата Иосифа Бродского в стихах немало матерщинных вставок. Зачем? Неужели столь беден великий русский язык, чтобы не найти для своих мыслей и чувств подобающих выражений! А как усердствуют издатели и пресловутые искатели эротических творений прошлого. Поднят из подпольной тьмы неумирающий Барков, созданы целые серии «озорной» поэзии, включившие в свои списки Пушкина и Лермонтова с «соответствующими» картинками, печатаются сборники народного матерщинного фольклора. Для чего?! Для просвещения? Но не есть ли просвещение обретение света, т. е. полезного для дальнейшей жизни знания? Но какое знание получает читатель, вникая в смысл похабных поделок? Нецензурная брань и так широко распространена среди людей, а литература, таким образом, только усугубляет существующее положение.
Привычка грубостей, сквернословия и кощунства развита до такой степени широко, что ее даже попросту не замечают. Если люди вспомнят все существующие кощун¬ственные анекдоты, вызывающие такой потрясающий хохот, то не покажется ли странным, что сегодня эти же люди идут во храм, якобы для молитвы, а назавтра лишь ухищряют свое потрясающее сквернословие?
Никто не будет отрицать, что грубость вторгается очень незаметно. Давно сказано — «Сегодня маленький компромисс, а завтра большой подлец». Всякая грубость потрясает не только своей жестокостью, но и бессмысленностью. Невозможно представить себе ничто более бессмысленное, неже¬ли сквернословие.