Женский Институт ЭНВИЛА
Кафедра психологии
Тема: Дифференциальная теория эмоций К. Изарда.
Выполнила студентка группы 201
Давидович М.Ю.
Проверила преподаватель кафедры психологии
Яцевич Е. П.
Минск,2010
Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими работами Дюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джеймса, Кэннона, Макдугала, Дюма, Дьюи, Фрейда, Радо и Вудворта, а также с более современными работами Якобсона, Синнота, Мау-рера, Гельгорна, Харлоу, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, в целом склонны признавать центральную роль эмоций в мотивации, социальной коммуникации, познании и поведении. Однако заслуга концептуального обоснования теории принадлежит нашему современнику, Силвану Томкинсу, чья блестящая двухтомная работа <Аффект, воображение, сознание> будет часто цитироваться по ходу этой книги.
Время создания теории дифференциальных эмоций относится к семидесятым годам двадцатого века. В этой теории, впервые за более чем столетнюю историю существования, психология всерьез взялась за изучение человеческих эмоций.
Тем не менее, этот шаг, наконец, был сделан, и в конце двадцатого века наука о сознании человека вышла на принципиально новый уровень.
Теория дифференциальных эмоций относится к группе теорий, которые считают эмоции явлением врожденным и связанным со строением человеческого организма. Это так называемая концепция генетической природы эмоций. Изард пишет в своей книге:
"Я призываю читателя сосредоточить внимание на генетических корнях, эмоций".
Концепция генетической природы эмоций предполагает, что способность испытывать те или иные эмоции передается генетически из поколения в поколение. Также эта концепция предполагает, что физиологические механизмы, связанные с эмоциями возникли у далеких предков человека в результате эволюции. А поскольку аналоги человеческих эмоций наблюдаются и у животных, то из этого делается вывод, что механизмы эмоций возникли в далеком прошлом еще у общих предков человека и этих животных в полном соответствии с теорией Дарвина.
При таком подходе, каждая эмоция, которую испытывает человек, это результат действия отдельного физиологического механизма и каждая эмоция это совершенно отдельное явление: "целью данной работы является обоснование дискретности эмоций".
Изард дает следующее определения эмоций:
"Эмоция - это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия".
Изард, выделяет ряд базовых или фундаментальных эмоций Фундаментальными он считает следующие эмоции:
Интерес, возбуждение.
Удовольствие, радость.
Удивление, изумление.
Печаль, горе, депрессия.
Гнев, ярость.
Отвращение, презрение, омерзение.
Страх, ужас.
Смущение, застенчивость.
Стыд - унижение.
Ощущение вины, совесть.
Эмоции, расположенные в одной строке, Изард считает вызванными одним и тем же физиологическим механизмом, то есть, вариацией одной и той же эмоции.
Таким образом, он исходит из того, что существуют десять базовых эмоций, а все остальные чувства и ощущения, которые испытывает человек, являются лишь сочетанием в различных вариантах базовых эмоций.
Для того чтобы сориентироваться во всем многообразии эмоций, Изард указал основные критерии для определения того, что данная эмоция действительно является базовой.
1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
В своей работе Изард приводит целый ряд примеров сложных эмоций, которые он выводит как сочетание двух и более базовых эмоций:
"Когда человек сталкивается с неизвестным (потенциально возбуждающим, потенциально опасным) объектом или оказывается в новой ситуации, его интерес может трансформироваться в страх. Точно так же презрение, смешанное с радостью и возбуждением, вызывает воинствующий энтузиазм".
"сочетание эмоций интереса и страха, ассоциированное с представлением о том, что риск, преодоление опасности содержат в себе элемент игры, развлечения, приводит к формированию такой аффективно-когнитивной ориентации 4 или личностей черты), как жажда приключений. Однако сочетание интереса и страха может быть связано с риском, заключенным в исследовательской деятельности, - в таком случае аффективно-когнитивной ориентацией человека будет любознательность".
В работе Изарда встречается большое количество дельных мыслей, интересных идей и описаний отдельных эмоций. Одна из них заключается в том, что нет эмоций "плохих" и "хороших", все эмоции весьма функциональны и в определенных ситуациях полезны:
"несмотря на обывательское деление эмоций на положительные и отрицательные, истинный знак конкретного эмоционального переживания можно определить только с учетом общего контекста".
"Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки понятия положительное, отрицательное, позитивное и негативное в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. И в то же время известно, что вспышка гнева может способствовать выживанию индивида или чаще - защите личного достоинства, сохранению личностной целостности, исправлению социальной несправедливости. Полезным для выживания может стать и страх; он, как и стыд, выступает регулятором агрессивности и служит утверждению социального порядка. Неоправданные, беспричинные вспышки гнева или страха могут привести к негативным последствиям, как для человека, испытывающего гнев или страх, так и для его окружения, но к таким же последствиям может привести и радость, если в ее основе лежит злорадство, если радостное переживание связано с чрезмерным возбуждением или вызвано скрытыми мотивами".
"Так, обычно относимый к разряду негативных эмоций страх (например, боязнь авиаперелетов, антибиотиков, школы) чаще всего действительно имеет вредные последствия. Но такая позитивная эмоция, как любопытство, может сопутствовать самым разным видам деятельности - от сексуального насилия до художественного творчества".
Другая идея состоит в том, что человек постоянно испытывает определенные эмоции, но не обращает на них внимания и не осознает этого:
"эмоция постоянно присутствует в сознании, постоянно влияет на восприятие и поведение".
"Думается, что эти неосознаваемые мотивы можно интерпретировать либо как эмоциональные переживания, которые человек не в состоянии обозначить словами, либо как очень слабые переживания, либо как переживания, не попавшие в фокус внимания".
Это означает, что любое стремление, любое намерение человека, связано с определенной эмоцией, пусть даже небольшой интенсивности.
"Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства".
Так, что люди, которые считают, что действуют, подчиняясь строгой логике, а не эмоциям, просто не осознают влияние эмоций на свое поведение. Часто, за отсутствие эмоций принимается умение их скрывать или врожденная манера не проявлять свои эмоции мимикой и поведением. Любое отношение к объекту, положительное или негативное, это уже эмоция, пусть даже она не проявляется ярко и не вызывает отчетливых ощущений.
Эмоциональность Изард считает неотъемлемой составляющей личности любого человека:
"Личность - это результат сложного взаимодействия шести систем: гомеостатической, побудительной (система драйвов), эмоциональной, перцептивной, когнитивной и моторной. Каждая система до некоторой степени автономна и независима, и одновременно каждая из систем некоторым образом соотносится с остальными".
Эмоциональная система, по Изарду, это такое же механическое образование, как и все остальные перечисленные выше системы::
"Лишь одна из теорий, объясняющих механизмы возникновения эмоций, не противоречит эмпирическим данным. Ее суть состоит в следующем: воспринятый извне перцептивный образ служит инициатором бессознательного процесса, в ходе которого происходит мобилизация неосознаваемой индивидом инстинктивной энергии; если эта энергия не может найти себе легального приложения (в том случае, когда инстинктивные требования конфликтны), она выплескивается вовне через другие каналы в виде непроизвольной активности; разные виды такой активности - эмоциональная экспрессия и эмоциональное переживание - могут проявляться одновременно, поочередно или независимо друг от друга: открытое проявление инстинктивного влечения табуировано культурой, и потому человеку присущи постоянные эмоциональные разрядки различной интенсивности; в результате этого психическая жизнь человека насыщена не только описанными в учебниках чистыми эмоциями, такими как ярость, страх и т.п., но и широким спектром иных эмоций, от самых интенсивных до умеренных, конвенциональных, интеллектуально- рафинированных".
Вообще, термин "инстинктивная энергия" впечатляет, тем более, что о природе этой энергии никаких пояснений не дается. Можно только предполагать, что имеется в виду электрическая или химическая энергия, направляемая на удовлетворение инстинктов.