12.00-15.00
ПРАКТИКУМ: определение паранояльности во взаимодействии с клиентом и конструирование эффективной подстройки для построения рабочего альянса.
ПРАКТИКУМ: преодоление сопротивления паранояльной личности во взаимодействии. Речевые обороты, особенности голоса и наступательность.
15.00-17.00
.Эмотивный клиент особенности внешних признаков, поведения, ситуация, взаимодействие. Механизмы эффективной работы с эмотивным клиентом. Практическая отработка технологий обслуживания эмотивного клиента.
10.00-12.00
Повторение ранее пройденного материала.
ПРАКТИКУМ: определение эмотивности во взаимодействии с клиентом и конструирование эффективной подстройки для построения рабочего альянса.
ПРАКТИКУМ: преодоление сопротивления эмотивной личности во взаимодействии. Речевые обороты, особенности голоса и наступательность.
12.00-15.00
.Шизоидный клиент особенности внешних признаков, поведения, ситуация продаж, взаимодействие. Механизмы эффективной работы с шизоидным клиентом. Практическая отработка технологий обслуживания шизоидного клиента.
15.00-17.00
ПЯТЫЙ ДЕНЬ
Повторение ранее пройденного материала.
ПРАКТИКУМ: определение шизоидности во взаимодействии с клиентом и конструирование эффективной подстройки для построения рабочего альянса.
ПРАКТИКУМ: преодоление сопротивления шизоидной личности во взаимодействии. Речевые обороты, особенности голоса и наступательность.
10.00-12.00
.Тревожный клиент особенности внешних признаков, поведения, ситуация, взаимодействие. Механизмы эффективной работы с истероидным клиентом. Практическая отработка технологий обслуживания тревожного клиента.
12.00-13.00
1.8. Комплексный анализ и определение первичных тенденций личности. Комплексная подстройка к речи.
ПРАКТИКУМ: Клиент как носитель комплекса тенденций (признаков). Построение иерархии тенденции признаков клиента в течение нескольких минут наблюдения. Диагностические принципы работы. Построение взаимодействия с клиентом на основе приобретенных в Деловой игре умений.
ПРАКТИКУМ: Анализ и построение технологической коррекции взаимодействия специалистов с клиентами на основе накопленных материалов, включенного наблюдения.
14.00-17.00
Заключение.
Подведение итогов о проделанной работе, стимулирование успешной деятельности в обслуживании клиентов. Построение программ развивающей деятельности и последующей работы над собой для специалистов. Построение социометрии эффективности участников в организации и проведении тренинговой работы на основе технологии практической экспертизы личности и построения эффективного механизма обслуживания клиентов.
17.00-18.00
Окончание презентации, как и ее открытие, слишком важно, чтобы оставлять его на волю случая. Это не значит, что заключительная часть активно-игровой технологии должна быть долгой или сложной. Это значит, что завершение должно быть обдумано заранее и хорошо отрепетировано.
В процессе работы над завершением следует возвратиться к первоначальному сообщению, т. е. к цели активно-игровой технологии, которая обязательно диктует ее логическое завершение.
Завершение активно-игровой технологии обычно предполагает:
обсуждение проблемы начала и завершения работы;
краткое резюме достигнутого в рамках игропроцесса;
обсуждение наработанных положений и выводов, стратегий относительно рассматриваемой проблемы, повторное «проживание» кульминационных моментов;
медитативную рефлексию обретенного опыта и обмен мнениями;
предоставление участникам списка литературы по изучаемой проблеме, вспомогательных материалов в дополнение к уже предоставленным;
осуществление обратной связи для организатора (оценка активно-игровой технологии, ее организации, проведения и обеспечения);
вручение свидетельств, сертификатов, памятных подарков, если таковые предполагаются в рамках активно-игровой технологии;
создание эмоционально-ценного фона завершения активно-игровой технологии.
Вопросы для самопроверки:
1. Приведите основания определения преподавателя как режиссера, актера, сценариста.
2. Обоснуйте связь педагогического мастерства с мастерством актера, режиссера.
3. Дайте определение понятия «педагогический талант».
4. Приведите основания завоевания аудитории педагогом в процессе взаимодействия.
5. Дайте определения понятию «режиссура педагогической деятельности».
6. Приведите основания мотивации обучающихся к активно-игровой деятельности.
7. Разверните структуру деятельности, направленной на подготовку активно-игровой технологии.
8. Приведите элементы технологической структуры вступительной части активно-игровой технологии.
9. Приведите элементы технологической структуры основной части активно-игровой технологии.
10. Обоснуйте содержательно алгоритм реализации активно-игровой технологии.
Глава 3
МЕНЕДЖМЕНТ В АКТИВНО-ИГРОВОМ ОБУЧЕНИИ
3.1. Менеджмент в высшем профессиональном образовании
Обучающиеся в учреждении профессионального образования ориентированы на цель – получение профессии. Наличие и точность целей (подцелей) являются обязательными условиями деятельности учебной группы.
Менеджмент предполагает, что когда главная цель определена и понятна – овладение профессией, необходимо разбить её на нормативы и краткосрочные цели (актуальность планирования), для того, чтобы каждый обучающийся мог отслеживать динамику, направленную на достижение актуального результата.
При этом у каждого обучающегося должна иметь возможность задействовать имеющийся в наличии потенциал вуза (материально-техническая база, консультанты, координаторы, представители различных структурных подразделений) для достижения краткосрочных и долговременных целей в сжатые сроки.
Для решения данной задачи обучающиеся должны иметь информацию о наличии в вузе необходимого потенциала и способах его привлечения.
Эффективность обучения определяется:
- достижением актуального формального результата в учебной деятельности (поэтапно за каждый семестр и по итогам учебы в вузе);
- отношением обучающихся к учебной и перспективной профессиональной деятельности и преподавателям;
- отношением преподавателей к обучающимся;
- особенностями формальных и неформальных отношений;
- стилем лидерства установившегося в формальной и неформальной среде;
- характером положительных и отрицательных групповых норм (направленных на достижение общей цели или препятствующих достижению);
- степенью удовлетворенности членов группы внутриколлективными процессами и учебным процессом в целом.
- Особенностями педагогических технологий, включенных в учебный процесс.
Проведенный анализ позволяет полагать, что успешное обучение предполагает:
- Высокую степень убежденности в необходимости обучения;
- Энергию, настойчивость в достижении целей, а также гибкость в методах достижения высоких результатов в учебе;
- Понимание актуальности взаимодействия и взаимопомощи;
- Способность искать лучшие способы выполнения учебных задач;
- Способность добиваться поставленных целей;
- Готовность выполнять обоснованные требования администрации образовательного учреждения;
- Готовность участвовать в обучении, сопряженном с контекстом перспективной профессиональной деятельности.
Опираясь на вышеприведенные признаки эффективного обучения, можно вывести признаки неэффективной учебной работы обучающихся:
- низкая мотивация к учебной деятельности, декларируемое желание прекратить обучения в вузе;
- значительное количество прогулов занятий и заболеваемость;
- низкая успеваемость относительно других обучающихся;
- недостаточная убежденность в правильности выбранного профессионального пути, в актуальности целей;
- отсутствие открытости и доверия по отношению к другим обучающимся;
- отрицательная оценка учебно-воспитательного процесса и уровня социально-бытового обеспечения.
- отсутствие единства в способах достижения актуального результата, целей;
- бесполезные собрания, совещания;
- ограниченное количество членов группы, принимающих участие в решении актуальных проблем вуза;
- достигнутые результаты, не приводящие к росту мотивации и энтузиазма;
- апатичность и пессимизм обучающихся;
- сниженная мотивация к участию в активно-игровых формах обучения и генерации актуальных идей.
3.2. Менеджмент в рамках активно-игровых технологий
Если психолого-педагогическую деятельность в рамках активно-игровой технологии рассматривать как организованную форму социально-психологического воздействия на людей, включенных в игропроцесс, то такое воздействие может рассматриваться с позиции психологии управления. Такой подход, безусловно, способствует повышению эффективности организации и руководства осуществлением активно-игровой технологии.
По масштабу субъекта управления участниками активно-игровой технологии следует различать:
- социальное управление, как целостную систему влияния участников друг на друга;
- педагогическое управление группой со стороны организатора, педагога - менеджера.
Названные уровни управления серьезно влияют на ход и результаты активно-игровой технологии через систему социальных и педагогических стимулов, решений. Как организованная форма социальных воздействий на человека, воспитание и обучение в рамках активно-игровой технологии представляет собой процесс личностного развития. Соответственно, управление активно-игровой технологией предполагает управление личностным развитием обучающихся, процессом обретения ими актуальных знаний и умений.