Самостоятельная проработка лекционного материала
Эта форма предполагает такую организацию занятий, при которой чтение лекций полностью исключается из учебного процесса. Слушатели получают по каждой теме текст лекции со всеми дополнительными материалами и перечень рекомендуемой литературы. Занятия в аудитории проводятся в форме групповых консультаций, тематических дискуссий. решения ситуационных (производственных) задач и т.п. По существу, это семинар высококвалифицированных специалистов и руководителей, где основой организации учебного процесса является самостоятельная проработка материала и активный обмен знаниями и опытом. Во главе такого семинара обычно стоит старший по должности руководитель.
Занятия проводятся под его руководством с привлечением квалифицированных преподавателей-консультантов по каждой теме.
Как первая, так и вторая формы самостоятельной работы слушателей особенно рекомендуются для организации семинаров в научных организациях и учреждениях.
Однако наиболее эффективной формой организации самостоятельной работы слушателей является разработка рефератов или выпускных работ.
Подготовка к выступлению обучающегося в роли преподавателя
(I группа акмеологичности, коэффициент – 0,54)
Для семинаров, в которых обучаются высококвалифицированные специалисты и руководители, можно рекомендовать наряду с указанными и специальные приемы активизации самостоятельной работы над материалом.
Проходят эти занятия в форме лекции с последующей краткой дискуссией обучающихся. По существу, здесь действует система «коллективного преподавателя», роль которого выполняют слушатели.
В процессе подготовки к занятию обучающиеся углубленно изучают проблему, ее связь со смежными областями, отрабатывают формулировки, учатся излагать материал в соответствии с запросами и уровнем понимания аудитории. Наконец, в ходе занятия обучающийся совершенствует свои навыки общения с коллективом, способность чувствовать реакцию собеседника (обратная связь), устанавливать и поддерживать с ними контакт и взаимопонимание.
Таким образом, как мы видим, выполнение обучающимся роли преподавателя не только активизирует его самостоятельную работу над темой, но также способствует развитию навыков и умений.
АКТИВНО-ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Деловая игра
(I группа акмеологичности, коэффициент – 0,63)
Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является деловая игра.
Исследователи установили, что при подаче материала в такой форме усваивается около 90 % информации. Активность студентов проявляется ярко, носит продолжительный характер и «заставляет» их быть активными.
Для деловых игр характерны реальные или специально сконструированные ситуации, изложенные в виде профессиональной задачи. В отличие от ролевой игры, в которой участники представляют общественных субъектов с разными общественными интересами, в деловой игре все участники находятся в рамках одного общественного интереса или же различие их общественных интересов значения не имеет. «Деловая игра есть соревнование профессионалов, привнесенное в аудиторию».
Деловые игры прочно заняли одно из первых мест среди наиболее перспективных методов обучения. Они используются для тренировки, развития творческого мышления, формирования практически умений и навыков, они позволяют стимулировать внимание и повышать интерес к занятиям, активизировать и обострять восприятие учебного материала.
Деловая игра — это в определенном смысле репетиция производственной или общественной деятельности человека. Она даёт возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, что позволяет лучше понять психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или другой момент реального события.
В настоящее время различают три сферы применения игрового метода:
1. Учебная сфера: учебный метод применяется в учебной программе для обучения, повышения квалификации.
2. Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т.д.
3. Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования.
Педагогическая суть деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста, внести дух творчества в обучении, приблизить его к профориентационному, подготовить к профессиональной практической деятельности. Главным вопросом в проблемном обучении выступает «почему», а в деловой игре – «что было бы, если бы...»
Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.
В процессе подготовки и проведения деловой игры, каждый участник должен иметь возможность для самоутверждения и саморазвития. Преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
В системе активного обучения используется пять модификаций деловой игры.
1. Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т. и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т. д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначение имитируемых объектов, положения и нормативные акты, определяющие специфику имитируемой деятельности, и описание обстановки, в которой происходит событие.
2. Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, на пример методику ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные, как и в предыдущем случае.
З. Исполнение ролей. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного должностного лица. Для про ведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между слушателями распределяются роли с «обязательным содержанием»).
4. Метод инсценировки. Это своеобразный «деловой театр когда разыгрывается какая-либо ситуация, по ведение человека в этой обстановке. Здесь слушатель должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его работу, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить слушателя ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
5. Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «исполнению ролей») и «методу инсценировки. Это тоже «театр», но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария — «зеркального» отражения ситуации и, объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Процедура деловой игры состоит из следующих этапов:
- Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов.
- Этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Собирается дополнительная информация. При необходимости слушатели обращаются к пропагандисту и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры.
- Этап проведения — процесс игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход.
- Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита обучающимися своих решений и выводов. В заключение преподаватель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Прежде чем приступить к использованию деловой игры в учебном процессе, рекомендуется начинать с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач.
Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, то есть в имитационном упражнении есть элемент проблемности.