- Дешевизна и широкий территориальный охват при сравнительно небольших временных затратах.
- Повышение информированности и интереса местного населения к вопросам охраны природы, поскольку процесс анкетирования сопровождается разъяснением целей и задач исследования и т.д.
- Пропаганда идей охраны природы; повышение значимости и личной ответственности населения и персонала ООПТ.
- Налаживание контакта с местным населением посредством мероприятий связанных с анкетированием; как результат создание постоянно действующей информационной сети заинтересованных лиц (инспекторов, охотников и т.п.).
8
К недостаткам метода относятся:
- Субъективизм полученных данных.
- «Погоня за результатом», т.е. нередко встречающееся приукрашивание деталей, например, преувеличение количества хищников, числа жертв и т.д.
- «Боязнь» ведения документации, т.к. некоторых людей отпугивает необходимость заполнения официального документа.
- Недостаточная полнота полученных данных, связанная с тем, что наблюдения сделаны, как правило, неспециалистами. Это приводит к упущению многих деталей, свидетельствующих о пребывании зверя (например, поскребов, фекалий, мочевых меток, лежек и др.).
Кроме того, анкета, при всем ее удобстве ограничивает объем получаемой информации, поскольку в ячейки и строчки фиксированного размера зачастую невозможно уместить множество деталей и подробностей.
В рамках проводимых нами исследований было подготовлено два типа анкет. Первая из них содержит вопросы непосредственно связанные со снежным барсом. В ней приводятся стандартные данные, касающиеся прямого наблюдения за хищником, особенности его поведения, сведения об охоте на снежного барса, а также данные по нападению ирбиса на домашний скот. Вторая анкета представляет собой опросник, позволяющий выяснить состав кормовой базы снежного барса на конкретной территории. Наряду со
7
списком основных жертв снежного барса был введен дополнительный список редких и фоновых видов животных, информация по которым представляет определенный интерес. Анкетирование проводилось на узбекском и русском языках.
За время проведения исследования было опрошено 47 респондентов - сотрудников ООПТ Узбекистана: Чаткальского, Зааминского, Гиссарского заповедников и Угам-Чаткальского национального парка, а так же местных жителей, проживающих в горных кишлаках Ташкентской, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей.
Полученная информация была внесена в первичную базу данных по находкам снежного барса в Узбекистане, которая в последствии будет интегрирована в международную базу данных, созданную по инициативе.
В результате проведенного анкетирования была получена информация за период с 1975 по 2003 гг. Наибольшее количество встреч снежного барса приходится на 1990-2000 гг. На наш взгляд эти данные не являются объективным отражением многолетней популяционной динамики снежного
9
барса, а скорее связаны с более свежими воспоминаниями людей о событиях последнего десятилетия. Это подтверждает необходимость регулярного проведения анкетирования. Всего было описано 96 случаев встреч ирбиса и следов его жизнедеятельности на Угамском, Пскемском, Чаткальском, Туркестанском и Гиссарском хребтах. Большинство находок было сделано на Гиссарском хребте как на территории Гиссарского заповедника так и за его пределами (верховья р.Сангардак, Сурхандарьинская обл.).
Эти данные можно рассматривать в качестве косвенного подтверждения более высокой плотности популяции снежного барса в гиссарской части ареала. Однако, было бы неверным делать выводы, о состоянии популяции основываясь только на сведениях, полученных методом анкетирования.
В 23 случаях (27% от общего) в анкетах приводится информация о непосредственном наблюдении за хищником во время перемещений и на отдыхе . Для снежного барса характерны переходы преимущественно по линии водоразделов и через горные долины. Кроме того, снежного барса отмечали в арчевом лесу. Некоторые наблюдения описывают сцену тропления ирбисом жертвы.
По данным анкетирования было зарегистрировано 30 случаев (33,7%) успешной охоты снежного барса на диких (11 случаев) и домашних (19 случаев) животных. Из диких животных отмечено нападение на красного сурка (2 случая) и сибирского горного козла (9 случаев). Охота не всегда оканчивалась удачей. Имеются указания на безуспешные попытки нападения на горного козла. Получены данные по нападению ирбиса на домашних коз и овец (14 случаев), коров (3 случая), а так же описаны факты успешной охоты на жеребенка и осла. Анкетируемые указывают, что количество домашних животных добытых снежным барсом за время одного нападения, составляет от 1 до 35 особей, в среднем 5,5 особей. Аналогичные случаи достоверно отмечались в других частях ареала, например, в Непале, когда за одно нападение на скот, содержащийся в загоне, снежный барс уничтожал до сотни голов мелкого рогатого скота (у.с. Р. Джексона). Руководствуясь охотничьим инстинктом, хищник пытается убить как можно больше животных, которых затем бросает. Несовершенное устройство летних загонов способствует этому, поскольку, как правило, они доступны для проникновения хищника (низкое ограждение, отсутствие крыши) и не позволяют спастись жертвам. Кроме того, есть свидетельства проникновения
10
барса в зимний загон для скота через крышу крытую соломой (Гиссарский хр.). Летом в дневное время суток скот часто остается без присмотра чабана,
либо выпасается детьми, которые не всегда могут обеспечить сохранность животных. Это может спровоцировать нападение хищников, и в первую очередь волка и снежного барса.
Доля домашнего скота (63%) в рационе снежного барса по материалам анкетирования представляется завышенной . Это объясняется тем, что случаи нападения ирбиса на домашних животных никогда не остаются не замеченными, чего нельзя сказать об охоте на диких животных, случаи которой фиксируются местными жителями случайно. Работники охраняемых территорий дают более объективную информацию, т.к. проводят специальные наблюдения за дикими животными.
В анкетах приводятся данные о прямом преследовании снежного барса человеком (11,2%) . Из 10 имеющихся указаний, 6 случаев относятся к охоте на зверя ради шкуры или для продажи в частные зоопарки. Реже снежный барс добывается ради личного престижа охотника. В большинстве случаев охотниками являются местные жители. В последнее время получены факты охоты на барса представителей силовых структур. Опрашиваемые описали всего 4 случая, когда барс был убит чабанами в отместку за нападение на скот или в результате самозащиты. При этом сообщалось, что зверь забивался палками. Описан так же курьезный случай, когда пастух «голыми руками» отобрал у барса его жертву. По нашей экспертной оценке в тяньшанской части ареала ежегодно добывается 2-3 особи снежного барса, на Туркестанском хр. – в среднем 2 особи в год, на Гиссарском хр. в долине р.Сангардак - 1 ос/год. Все случаи добычи ирбиса во время нападения на скот описаны в разные годы из окрестностей Гиссарского заповедника.
Следы снежного барса (25 случаев, или 27% от общего) чаще отмечаются на снегу независимо от времени года. Несколько находок сделано на влажном грунте у нор сурка. Указывается 3 случая нахождения
фекалий снежного барса, причем все находки были сделаны сотрудниками заповедника.
Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в возрастной и педагогической психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются
11
при составлении анкет. Существует три основных типа анкет, применяемых в возрастной и педагогической психологии. Во-первых, это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете ли стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?» Во-вторых, анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемого является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащихся к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?»А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география» и т. д. Наконец, в-третьих, это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность каждого из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов: 5 — уверенно да; 4 — больше да, чем нет; 3 — не уверен, не знаю; 2 — больше нет, чем да; 1 — уверенно нет
Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих возрастных изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т. п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой фактов: материалы, полученные при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к возрастной и педагогической психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки.