Социальная дезадаптация проявляется в несоблюдении норм морали и права, в асоциальных формах поведения, связанных с нарушением процесса социализации подростка. Здесь затрагиваются как содержательная, так и функциональная стороны социализации. Случаи нарушения процесса социализации могут быть вызваны как прямым дисоциализирующим воздействием, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального и антиобщественного поведения, так и косвенным влиянием, при снижении референтной значимости ведущих институтов социализации, какими являются семья, школа, высшее учебное заведение, государство [11, с. 25].
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. Однако практика показала несостоятельность теорий физических типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог обидеть и муху [7, с. 25].
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у каждой личности под слоем активного сознания находится область бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного природного «беззаконного» состояния путем формирования собственного Я, а также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм, выработанных социальным окружением индивида [7, с. 24].
В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим известно, что они не являются его обычным поведением.
Необходимым условием успешного воспитания детей является знание причин, породивших отклонения от норм в поведении. Эти причины нужно искать, прежде всего, в условиях воспитания, в среде пребывания ребенка. Обратимся к характеристике наиболее распространенных причин [12, с. 67].
Во-первых, это стремление подростков к самовыражению, которое есть у каждого ребенка. Это проявляется в следующих противоречиях в личностном развитии:
- у ребенка возникают пробелы в знаниях, затем он не усваивает последующий материал; начинает отвлекаться, мешать другим, боится неудовлетворительных оценок, убегает с уроков;
- хочет показаться сильным; здесь тоже не получается - вовремя не начал развиваться физически, другие оказываются сильнее;
- ищет себе друзей, среди которых он был бы лидером, это слабые в учебе, менее сильные физически; тут он может и покомандовать, подчинить себе других;
- если стать лидером не получилось, то он сам может оказаться под влиянием более сильных - а это улица; там формируется ближайшее окружение, социум;
- в этом социуме он нашел себя и себе подобных, тут он уже может стать на путь правонарушений и преступлений; постепенно наступает деморализация личности - так ребенок становится явно выраженным "трудным", педагогически запущенным. Он умышленно выбирает такую форму поведения, чтобы самоутвердиться в социуме [12, с. 68].
Во-вторых, эти осложнения могут быть связаны с недостатками семейного воспитания. Известны четыре основные группы детей с осложненным поведением:
- дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости;
- безнадзорные дети (предоставлены сами себе, родители не имеют возможности контролировать поведение и учебу в силу общественной и трудовой занятости или не хотят отвечать за воспитание сыновей и дочерей);
- избалованные, изнеженные дети (получающие чрезмерную дозу любви матери, отца, превратившиеся в семье в объект любования и всепрощения, чаще всего они пребывают в условиях ничегонеделания);
- дети, развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни, что соответствующим образом сказывается на формировании личностных качеств подростка) [12, с. 68].
Рассмотрим виды неправильного воспитания, которые приводят к формирования отклоняющегося поведения.
Гипопротекция. Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным — ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях. Обычно же в наше время всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям. В духовной жизни подросток оказывается предоставленным самому себе [13, c. 97].
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, каждой минутой, каждой мыслью вырастает в целую систему постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком, достигающего иногда постыдной для него слежки. Непрерывные запрещения, невозможность никогда принимать собственные решения путают подростка, создают у него впечатление, что ему «все нельзя», а его сверстникам «все можно». Гиперпротекция не дает возможности учиться с ранних лет на собственном опыте разумно пользоваться свободой, не приучает к самостоятельности. Мало того, она подавляет чувство ответственности и долга, ибо если за подростка все решают и все ему указывают, то он приходит к убеждению, что сам он может ни за что не отвечать [13, c. 98].
Потворствующая гиперпротекция. В крайнем проявлении потворствующая гиперпротекция получила наименование воспитания по типу «кумира семьи». Здесь дело не столько в постоянном контроле, сколько в чрезмерном покровительстве, в стремлении освободить любимое чадо от малейших трудностей, от скучных и неприятных обязанностей. Это дополняется непрестанным восхищением мнимыми талантами и преувеличением действительных способностей. С детства ребенок растет в атмосфере восторгов, похвал и безудержного обожания. Это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взоры, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда [13, с. 99].
Это — душевное безразличие друг к другу, забота только о самом себе, полное пренебрежение к интересам и тревогам других членов семьи, незримая стена между ними, семья, где каждый может рассчитывать только на самого себя, не ожидая ни помощи, ни поддержки, ни участия — все это может быть без громких скандалов, без драк и избиений, но не может не отразиться на том, кто в этой семье растет [13, с. 102].
Повышенная моральная ответственность. В таких случаях родители питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его успехов, его способностей и талантов. Они часто лелеют мысль о том, что их потомок воплотит в жизнь собственные несбывшиеся мечты. Подросток чувствует, что от него ждут очень многого. В другом случае условия повышенной моральной ответственности создаются, когда на малолетнего подростка возлагаются недетские заботы об уходе за младшими или больными и беспомощными членами семьи.
Существуют и другие виды неправильного воспитания. Например, потворствующая гипопротекция, воспитание в атмосфере культа болезни, противоречивое воспитание, воспитание вне семьи и др. [13, с. 104].
Таким образом, неправильное воспитание в семье может становиться источником формирования осложненного поведения у подростков.