И наконец, следует сказать несколько слов о некоторых видах или типах социальных установок. Прежде всего, часто выделяется в особый вид так называемая перцептивная установка, означающая предрасположенность индивида к определенной интерпретации воспринимаемых элементов действительности. Другие две важные разновидности социальной установки – это стереотип и предрассудки. От обычной социальной установки стереотипы и предрассудки отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип – это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда говорят о стереотипном мышлении, имеется в виду ограниченность, упрощенность и поверхностность представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Причинами возникновения стереотипов обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-либо причинам процессов ее развития. Предрассудок – это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном виде. Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияние соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально-пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Если объектом стереотипа или предрассудка выступает другой человек, то часто ведущими признаками оказываются его внешний вид, пол, профессия, национальная принадлежность, а другие признаки неоправданно игнорируются. Наиболее характерной особенностью восприятия на основе стереотипов и предрассудков является деление людей на «своих» и «чужих», при этом «своим» приписываются отличия по положительным качествам (авто-стереотип), а «чужие» наделяются негативными оценками (гетеро-стереотип).
1.3 Социализация личности
(механизмы, факторы и стадии, адаптация личности)
В психологии под социализацией обычно понимается процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация происходит под влиянием разных факторов – это и целенаправленные воспитательные воздействия на индивида со стороны других людей и общественных институтов, и стихийные воздействия на него различных жизненных обстоятельств. Понятие «социализации» неразрывно связано с представлениями о личности и о характере ее отношений с обществом. Отсюда и разные интерпретации процессов социализации. Для одних – это обучение социальному поведению; для других – моделирование личности в соответствии с требованиями культуры. Если ориентироваться на теорию социальной установки, объясняющую процессы регулирования социального поведения человека, то можно сказать, что социализация – это становление, формирование и развитие системы социальных установок личности.
По мнению многих психологов, социализация происходит в следующих сферах жизни человека: в деятельности, в общении и в сфере самосознания. Социализацию в сфере деятельности А.Н. Леонтьев определял как «расширение каталога деятельности, которыми владеет ребенок». Имеется в виду постепенное усвоение тех видов деятельности, которые ребенок может самостоятельно воспроизводить, т.е. освоение культурных образцов поведения. В сфере общения социализация происходит в ходе постепенного расширения круга общения, углубление самого процесса общения, связанного с изменением его содержания и форм. В сфере самосознания социализация выступает в плане формирования образа самого себя. Идентификация представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом своей человеческой сущности. Идентификации обычно противопоставляется обособление – механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться отстраниться. Идентификация оказывает двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, ведет к развитию социально-значимых качеств, с другой – может способствовать растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.
Исходя из вышесказанного, можно предложить и такое понимание социализации: это процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальный установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества.
На осуществление процесса социализации оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, которые, в самом общем виде могут быть представлены в виде двух больших групп: в первую входят социальные факторы, отражающие социально-культурный аспект социализации и затрагивающие проблемы ее групповой, исторической, культурной и этнической специфики, во-вторых – индивидуально-личностные факторы, в значительной мере определяемые индивидуально-психологическими особенностями личности, своеобразием ее жизненного пути.
К социальным факторам обычно относят макро-, меза- и микро-факторы, отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и т.п. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологическую обстановку, возникновение экстремальных и других социальных обстоятельств.
Макро-факторы – это те социальные и природные условия развития и социализации личности, которые обусловлены ее проживанием в составе больших социальных общностей, таких, как страна, государство. Сюда также относится культура - система духовных форм обеспечения жизнедеятельности и социализации человека, которая охватывает все стороны жизни: биологическую (сон, еда, отдых, сексуальная сфера и т.д.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения, орудий труда, пищи, одежды, жилье), духовную (язык, речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).
Мезафакторы – это детерминанты социализации личности, обусловленные ее проживанием составе общностей средней величины. В число этих факторов можно включить этнос (нация). Принадлежность к той или иной нации, ее традиции во многом определяет специфику социализации личности. Еще один мезафактор – это региональные условия, характерные для социализации людей, проживающих, в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (единую социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие). Тип поселения (деревня, село, поселок, город, область) в силу определенных причин также придает своеобразие социализации проживающих в нем людей. Огромное влияние на процесс социализации оказывают средства коммуникации (печать, радио, телевидение, театр и кино), с помощью которых осуществляется распространение информации (знание, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.
К микрофакторам, определяющим протекание социализации, можно отнести те институты общества, которые осуществляют сам процесс и для которых человек, оказывается, прежде всего, объектом воздействия. По своему социальному статусу эти институты могут быть формальными и неформальными. Первые являются официальными учреждениями общества (государства), которые по своему функциональному назначению призваны воспитывать и обучать каждое новое поколение (дошкольные учреждения, школы, вузы, учреждения культуры и т.д.). Вторые, неформальные институты, имеют социально-психологическую основу. Это разные социальные группы, от малых до больших, в которых оказывается включенными индивид (семья, класс, профессиональная трудовая группа, группа сверстников, этническая общность и т.д.)
По сути, социализация представляет собой процесс формирования личности. Он начинается с момента рождения индивида и продолжается в течение всей его жизни, хотя в старости этот процесс приобретает иногда регрессивный характер. При этом выделяют: первый или ранний период, охватывающий первые 12 лет жизни человека; второй период – между 12-18 годами. Второй период социализации отличается в психологическом плане завершенностью формирования мыслительных способностей. К третьему периоду основная система социальных установок личности оказывается уже сформированной и довольно устойчивой. Индивид приобретает большую самостоятельность и критичность в восприятии различных социальных влечений, его основным институтом социализации становится собственный жизненный опыт, включая опыт социальных отношений.
Согласно Эриксону, осознание себя требует психологической взаимности – т.е. соответствия между представлением человека о себе и тем, как его воспринимают окружающие и чего они от него хотят. Это утверждение подчеркивает что, если молодой человек не принят обществом или даже каким-либо отдельным лицом, это может сильно помешать ему в утверждении собственного Я.