г. Шкалы аппроксимации. Этот четвертый тип шкалы представляет собой артефакт стремления людей понять друг друга. Будем называть ее шкалой аппроксимации. Предположим, что экспериментатор имеет собственное представление о прямодушии-криводушии', которое является по существу дихотомическим. Он предлагает испытуемому оценить некоторых его знакомых по этой шкале. Испытуемый, не будучи уверенным в том, что его представление о 'прямодушии' совпадает с представлением экспериментатора об этом качестве, скорее всего будет тяготеть к компромиссным оценкам. И только в тех случаях, когда какой-то знакомый ему человек проявляет полный набор характерных черт, который, по всей вероятности, соответствует тому, что имеет в виду экспериментатор, испытуемый отваживается на крайнюю оценку. С этой точки зрения, а фактически с позиции психологии личных конструктов, островершинное распределение оценок на шкале служит ясным указанием на ее аппроксимативный характер. Чем меньше испытуемый уверен в том, что ему понятны представления экспериментатора, тем тверже он будет держаться некоторой точки на шкале, например, ее середины, поскольку она, вероятно, меньше всего будет его компрометировать. Мы можем воспользоваться этой идей для заключения о том, насколько хорошо тот или иной человек понимает шкалу, по которой его просят выставить оценки. Когда наблюдаются часто упоминаемые J- яви U-феномены, как в случаях культурного соответствия, можно сделать вывод, что оценщик понимает заданный конструкт достаточно хорошо, чтобы давать дихотомические оценки.
д. Кумулятивные шкалы. Есть еще один тип шкалы, связанной с аддитивной шкалой. Назовем ее кумулятивной шкалой. Предположим, что за двумя людьми наблюдали в 20 различных ситуациях. В 19 случаях из 20 первый продемонстрировал прямодушие, а второй - криводушие. Каждому из них дается оценка, которая приближенно отражает долю случаев проявления прямодушия. Конструкт 'прямодушие-криводушие' остается по существу дихотомическим, и только накопление случаев его проявления дает нам возможность приписывать более двух значений степени прямодушия.
е. Другие шкалы. Есть и другие способы концептуализации шкал, построенных на дихотомических конструктах. Например, можно было бы оценивать только критические ситуации и, независимо от количества случаев проявления человеком прямодушия, давать ему высокую оценку, если он продемонстрировал прямодушие пусть в единственной, но чрезвычайно значимой для него ситуации. Опять-таки, человека можно было бы оценить по шкале прямодушия исходя из доли его друзей, которые сочли его прямодушным человеком. Однако в наши намерения не входит проведение исчерпывающего анализа создаваемых людьми шкал; мы хотим лишь сделать ясным для всех то обстоятельство, что идея дихотомических конструктов не препятствует использованию шкал. В то же время сама эта идея заставляет нас внимательнее посмотреть на все эти шкалы и попытаться определить, какую именно дискриминантную основу они могут иметь,
12. Сканирование посредством конструктов
Хотя при построении теории личных конструктов мы не связывали себя ограничениями кибернетической модели, наши допущения позволяют нам придать наглядность некоторым психологическим процессам на основе аналогий с электронными устройствами. Когда кто-то внимательно изучает происходящие вокруг него события, он «зажигает» определенные дихотомии в своей системе конструктов. Поэтому системы конструктов можно рассматривать как своего рода паттерн сканирования или, проще говоря, растр, который чело-дек непрерывно проецирует на свой мир. По мере осуществления систематического обзора (сканирования) своего перцептивного поля он считывает «отметки целей» - смысловые значения. Чем адекватнее его паттерн сканирования, тем более значащим, наделенным смыслом, становится для него окружающий мир. Чем точнее он соответствует паттернам сканирования, используемым другими людьми, тем больше «отметок целей» - смыслов - человек может извлечь из своих проекций.
Понимаемая таким образом психология личных конструктов обязывает нас к проективному взгляду на всю перцепцию. Все интерперсональные отношения основываются, по существу, на отношениях перенесения (transference), хотя они и подвергаются проверке на истинность и пересмотру. Выполнение всех тестов лучше всего рассматривать как выполнение проективного теста. В психотерапии особую актуальность приобретает перенастройка паттерна сканирования у клиента. В области учения и обучения приобретает важность знание того, какие именно дихотомии в этом паттерне проверяются на правильность.
Мы также можем полагать, что конструкты обеспечивают порядковые ординаты в психологическом пространстве, где абсциссы обеспечиваются сменяющимися во времени событиями. С конструктами и событиями в качестве координатных осей человек строит решетку, в квадрантах которой его психологическое пространство приобретает многомерное смысловое значение. В отношении ординат существует множество личных версий того, что представляют собой эти оси, тогда как в отношении абсциссы времени мы обладаем общим опытом. Мы можем не соглашаться друг с другом в том, какова сущностная природа того или иного события, однако мы обычно способны достичь согласия (с учетом ретроспективного искажения) в отношении последовательности событий.
Позже мы покажем, как с помощью репертуарной решетки можно составить план определенных участков паттерна сканирования у конкретного человека, как ее можно анализировать непараметрическими методами, как ее можно применить для исследования некоторых проблем генерализации научения и как можно установить отношение ; между системой личных конструктов и системами публичных (общественных) конструктов. В этом месте для наших целей вполне достаточно просто привлечь внимание к тому, что систему личных конструктов можно рассматривать в кибернетической плоскости.
13. Личная безопасность в пределах контекста конструкта
Мы упоминали о том, что Я может использоваться в качестве одного из элементов в контексте конструкта (хотя можно легко представить себе некоторые конструкты, в которых Я не попадает в диапазон пригодности). Мы привлекли внимание к управляющему эффекту такого конструкта в исполнении человеком своей жизненной роли. В другом разделе мы отметили частоту использования символов-фигур при репрезентации конструкта в противоположность символам-словам. Например, собственная мать клиента могла стать символом конструкта, определяющего его роль. Давайте теперь рассмотрим, что может происходить при попытках произвести различные перемены в элементах такого конструкта.
Предположим, что у клиента элементы конструкта 'мать', расположенные на стороне сходства с матерью, заключают в себе, как это часто бывает, множество удобств, протекций и гарантий безопасности. Пока он истолковывает себя в рамках данного конструкта со
стороны сходства с матерью, или с позиции 'мать-хочет-чтобы-я...', он может воспринимать себя наследником всех этих удобств, протекций и гарантий безопасности. Но предположим, что терапевт пытается переместить Я клиента вдоль оси его личного конструкта со стороны сходства с матерью на противоположную сторону. 'Непохожий-на-мать' контекст включает все релевантные контрастные признаки личного конструкта 'мать' - неудобства, опасности и незащищенность. Что происходит с клиентом?
Можно ожидать, что начав смотреть на себя в этой новой общей перспективе, он, скорее всего, изменит свое поведение. Он может отказаться от многочисленных ограничений и предосторожностей и начать вести себя во многих отношениях противоположным образом, который представляется ему контрастирующим с полюсом сходства с матерью в его конструкте «мать». В этом случае его поведение заметно изменяется в сторону безрассудства. Он может также стать более разбросанным и неорганизованным, когда погружается в волны нового жизненного опыта и считает для себя необходимым смело встречать непривычные события, в которые его втягивает новая роль. Этот опыт может оказаться воодушевляющим, при условии, что клиент обладает достаточно определенной остаточной структурой, чтобы избежать вызываемого тревогой смятения, и если у него есть проницаемые конструкты, которые соразмерно охватывают старые и новые модели поведения, создавая между ними более или менее устойчивый переход. С другой стороны, из-за недостаточно определенной, чтобы справиться с новой ролью, структуры клиент может испытывать заметную тревогу.
Если клиент идентифицирует себя с полюсом отличия от матери одного из своих символизируемых фигурой матери конструктов, может случится так, что вследствие использования «фигурного» символизма он станет истолковывать себя с позиции 'непохожий-на-мать' в рамках всех остальных конструктов, символом которых является мать. Тогда он, вероятно, обнаружит контрастное поведение по всем осям тех конструктов, которым в качестве символа досталась фигура матери. Это может стать неприятным сюрпризом для терапевта. Последствия такого истолкования своей жизненной роли оказались бы катастрофическими и для клиента. В этом случае нам остается только надеяться, что ему достанет независимости от терапевта, чтобы отвергнуть эту идею с самого начала.
Рассмотрим теперь противоположный вид перемещения. Предположим, что мы пытаемся убедить клиента осознать и «принять» свое сходство с матерью. Мы можем представлять себе эту задачу как обеспечение его доброй дозой «инсайта». Другими словами, мы просим его посмотреть на себя с противоположного конца нашего личного конструкта его матери и, возможно, не отдаем себе отчета в том, что такое перемещение означает в его личном конструкте своей матери. Наши усилия могут грозить клиенту тем, что он окажется во власти соответствующих полюсов конструктов, для которых его мать является его собственным символом.