Побуждающая функция мотивации заключается в том, что для того, чтобы личность начала действовать, она должна войти в состояние активности, т.е. чем-то побуждаться. При этом побуждение - это двигательный импульс, эмоционально-волевое устремление личности. Это побуждение и получило название мотива.
Смыслообразующая функция мотива с личностной точки зрения является несомненно решающей: «Мотив не только побуждает деятельность и создаёт её направленность, но, что очень важно, мотив вместе с тем придаёт деятельности (и всем реализующим её процессам) определённый личностный смысл (можно сказать также - субъективную ценность)»
Мотивы человеческой деятельности раскрывают свою двоякую функцию. Эта двоякая функция состоит в том, что мотивы — это есть то объективное, что побуждает и направляет на себя деятельность, и в этом заключается побудительная функция мотивов. Но вместе с этим открывается и другая сторона, другая функция. И эта функция заключается в том, что цели, на которые направляются действия, соответственно, содержание этих действий, приобретают то или другое значение для самого субъекта, для самого человека, в зависимости от того, каков мотив той деятельности, в которую отдельное действие, их цепочки, их сложные иерархии, операции, с помощью которых они выполняются, входят. Эту особую функцию Леонтьев и предложил назвать функцией смыслообразования. При этом в соответствии с немецкой языковой традицией, впрочем, традицией романских языков тоже, я предложил назвать это «смыслом» — в отличие от «значения», то есть объективного обобщения, объективного содержания. Эту категорию следует еще уточнить по-русски дополнительным термином — «личностный смысл». Под смыслообразованием разумеется придание отдельным действиям, отдельным содержаниям этих действий личностного смысла. То есть не того, что собой данная цель, данное действие представляет объективно, а то, что они значат для меня, то есть для субъекта. Ведь описание всякого действия, описание всякой цели может вестись с двух позиций или с двух планов, на двух уровнях. В плане объективном — на уровне объективного описания. Но есть и другой план, утаенный, скрывающийся от объективного описания. Что это для самого субъекта? Вот на этот-то вопрос и отвечает указание на побуждение, на мотив действий, то есть на мотив деятельности, которая реализуется в действиях. Помимо объективного значения, явления для человека имеют еще и личностный смысл. И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности. Вот откуда рождается смыслообразующая функция мотивов. Вот что такое смыслообразующая функция мотивов. То обстоятельство, что мотивы имеют смыслообразующую функцию, что они придают личностный смысл целям, действиям, их содержанию, ставит особую задачу — отдавание себе отчета в смысле собственного поступка. Очень часто мотив скрыт. Это не значит, что он не действует, он действует, он побуждает, он смыслообразует, и вместе с тем скрыт. [4; 315].
Смыслообразующая функция заключается в придании деятельности глубокого личностного смысла. Так, если познавательные мотивы входят в число ведущих у данного учащегося, то личностный смысл учения для него в познании, получении новой информации о мире. Если познавательные мотивы выражены слабо, а доминируют социальные, то смысл учебной деятельности может сосредоточиться вокруг общения со сверстниками. Смыслообразующая функция находится в тесной связи с контролированием общей направленности деятельности личности через механизм «эмоциональной коррекции» поведения. Эмоции оценивают личностный смысл деятельности и в случае несоответствия этого личностного смысла мотиву изменяют общую направленность деятельности. Смыслообразующая функция мотивации является очень важным средством воздействия педагога на личность. Направление воспитания и обучения в желаемое русло - это по сути дела работа со смыслами. Формируя нужные мотивы, педагог делает деятельность важной, придаёт ей смысл в глазах ученика.
Произвольная форма мотивации как основа волевой регуляции человека.
Волевая регуляция не осуществляется ради нее самой, за ней всегда скрывается какая-то потребность. Это может быть потребность самой личности в проверке себя как волевой, но чаще всего за волевой регуляцией действия стоит субъективно переживаемая необходимость в этом действии. Тем самым исследование волевой регуляции выводит на проблему потребностей. На анализ этой проблемы заставляет нас выходить и исследование мотивации деятельности.
Первопричина поведения, трансформированная в переживаемую потребность, предстает перед субъектом как жизненная задача, создающая готовность к поисковому поведению. В процессе своего опредмечивания потребность превращается в мотив поведения, а система потребностей в предметах, средствах и способах ее удовлетворения — в отношение к миру, на основе которого выбираются цели, средства и способы действия, формируются смысл действий, готовность к конкретному виду деятельности и побуждение к ней.
Понимая мотив и как конкретный побудитель поведения, С. Л. Рубинштейн писал, что «мотив, как осознанное побуждение для определенного действия, собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает: из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия». [6; 564]
К настоящему времени психология собрала огромное количество экспериментально и эмпирически подтвержденных данных о том, что актуально переживаемый мотив, как стремление к чему-либо, непосредственно поведение не побуждает (когда нет средств достижения предмета потребности или промежуточных целей, когда субъект не владеет способами действия, когда налицо недостаток физических сил и т. д.). Отсюда и те неприятные эмоциональные переживания, когда значимый мотив, актуализируемая потребность не могут быть удовлетворены. Вместе с тем в качестве одной из важнейших функций мотива практически всеми выделяется функция побуждения. Сам термин «мотив» есть производное от латинского толкать, приводить в движение.
Роль средств в инициации действий признается в работах многих авторов, так как «вне средств цель оказывается лишь абстрактным стремлением», а потенциальные мотивы (мечты, идеалы) лишь тогда становятся реальными, когда получают свои средства реализации. Если живое существо не обладает средствами (сенсорными и моторными), то деятельность не может и начаться. Роль моторных средств в побуждении подчеркивал еще И. М. Сеченов, который писал, что воля не властна заставить делать человека то, что он не умеет.
Таким образом, можно утверждать, что для инициации поведения недостаточно иметь актуализированную потребность, мало иметь налицо предмет потребности — необходимо наличие многих внешних и внутренних факторов, чтобы поведение началось и успешно закончилось
Обычно совершенно справедливо указывают на регулирующую роль познавательных и эмоциональных процессов в осуществлении деятельности. Но эти процессы имеют вполне реальную, хотя и менее заметную роль в построении побуждения к действию, т. е. в процессе мотивации. В качестве необходимого звена процесс построения побуждения входит в мотивацию любой деятельности.
Распространить принципы деятельностного подхода на мотивацию — это значит понять мотивацию как особый психический процесс или особое психическое действие со своим строением и с функцией формировать побуждение.Это действие по построению побуждения может быть свернутым или развернутым во времени, учитывать многие или немногие условия, опираться на многие или немногие психические процессы, быть осознанным или совершаться непроизвольно на неосознаваемом уровне.
Идея произвольности постепенно завоевала свои позиции в психологии, хотя долгое время произвольность поведения, наблюдаемая как житейский факт, объяснялась свободной волей человека, которая сама не поддавалась детерминистическому объяснению. Были выделены произвольные память, внимание, восприятие, движение, но мотивация все еще рассматривалась только в непроизвольной форме. Постепенно в советской психологии формировалось представление о необходимости и возможности произвольной мотивации. Важные указания на необходимость выделения произвольной формы мотивации можно найти в работах К. Маркса.При исследовании мотивации обычно исходят из наличия у субъекта возникающей независимо от его намерений актуальной потребности, которая должна через свои мотив, цели и действия получить удовлетворяющий ее предмет. Но реально дело часто обстоит скорее наоборот. Независимо от потребностей человека, общество включает его в решение социальных задач, и человек па основе ориентировки в своих мотивах должен найти мотивационное обоснование и побуждение своей деятельности по достижению общественных целей или создать новый мотив, чтобы вписать цели общества в свою мотивацию и соединить тем самым потребности общества и личные потребности. [2; 143-145]
И в этом смысле прав С. Л. Рубинштейн, который указывал, что «мотивы определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае, не в меньшей мере, чем эти задачи — мотивами...» и что «в своих вершинных формах они основываются на сознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь...» [6; 564]
Развитие произвольности начинается с подчинения внешним требованиям, исходящим от общества.Между мотивом как основанием действия и побуждением к активности находится смысл действия и побудительная функция мотива реализуется только через смысл.Произвольное формирование побуждения развертывается в плане сознания, во «внутреннем интеллектуальном плане». Из этого следует, что формирование смысла действия или намеренное его изменение составляют одно из звеньев мотивационного действия в его произвольной сознательной форме.