Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Первая предложена К. Леонгардом и вторая – А. Е. Личко. Ниже мы, с научным руководителем, привели сопоставление этих классификаций, сделанное В. В. Юстицким.
Таблица 1.
Тип акцентуированной личности по К. Леонгарду | Тип акцентуации характера по А.Е. Личко |
Лабильный (аффективно–лабильный и аффективно-экзальтированный) | Лабильный циклоид |
Сверхподвижный Эмотивный | Лабильный |
Демонстративный | Истероидный |
Сверхпунктуальный (педантичный) | Психастенический |
Ригидно-аффективный Неуправляемый (возбудимый) | Эпилептоидный |
Интравертный | Шизоидный |
Боязливый (тревожный) | Сенситивный |
Неконцентрированный неврастенический | Астено-невротический |
Экстравертный | Конформный |
Слабовольный | Неустойчивый |
- | Гипертимный |
- | Циклоидный |
Таблица 1. Классификация акцентуаций характера в психологии
Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.
Таким образом, можно сказать, что проблема акцентуаций характера в полной мере была рассмотрена как отечественными, так и зарубежными учеными. Были выделены типы акцентуаций характера и их основные характеристики. Определены различия между акцентуациями и патологиями характера. Приведены примеры поведения акцентуированной личности в обществе. Но вместе с тем, можно сказать, что акцентуации характера рассмотрены не в полной мере, особенно в пограничной сфере.
§2. Особенности влияния акцентуации характера на статус сотрудников пограничных органов в коллективе пограничного подразделения
Ввиду того, что в органах пограничной службы имеется дефицит кадров, все чаще в подразделениях непосредственно охраняющих границу встречаются личности с акцентуированными чертами характера. Опыт показывает, что при правильном подходе и контроле данные сотрудники отлично могут выполнять поставленные перед ними задачами оперативно – служебной деятельности.
В коллективе сотрудников каждый военнослужащий занимает определенный статус и, исходя из этого, офицерам пограничных подразделений необходимо строить свои отношения с коллективом с целью более качественного выполнения оперативно – служебных задач, поставленных пограничными органами ФСБ России по охране государственной границы Российской Федерации. Для проведения исследования необходимо разобраться с понятиями:
Коллектив - это организованная, имеющая органы управления, группа людей, объединенная общественно значимыми целями совместной деятельности.[2]
Воинский коллектив - это высокоорганизованная общность вооруженных людей, предназначенная для защиты внешних и внутренних интересов государства.[3]
Особенностями коллектива пограничного отделения являются:
- Своеобразие и особая общественная значимость целей и задач деятельности;
- Жесткая и весьма детальная регламентация всех видов коллективной деятельности;
- Четкая специфическая организационная структура, специфика комплектования;
- Ярко выраженный коллективный характер деятельности и быта сотрудников, их моральная взаимосвязь и строго согласованные усилия по службе;
- Ежедневное применение в своей служебной деятельности стрелкового оружия, вооружения и военной техники;
- Несение службы по охране государственной границы малыми группами, ее относительное круглосуточное разнообразие;
- Пограничные отделения – центры воспитательной работы;
- Автономность, значительная удаленность от крупных культурных центров, населенных пунктов;
- Определенная социально-демографическая неоднородность членов коллектива пограничного отделения;
- Специфичность положения и роли семей сотрудников пограничных отделений[4];
В психологии и социологии широко исследуются такие разновидности статуса индивида в малой группе, как социометрический статус, лидерство–ведомость, руководство–подчинение. (Если сопоставить их с типологией Т. Шибутани, то социометрический статус и лидерство следует отнести к личному статусу, а руководство – к категории социального статуса с элементами личного.) Однако за рубежом термин «статус» иногда используется в широком значении, под которое подпадает, например, ранг в социально-ролевой иерархии группы, профессионализм–непрофессионализм, свой – чужой.
Рассмотрение сотрудников с акцентуациями начнём по классификации Личко, так как мы с научным руководителем считаем, что классификация отечественного психолога больше подходит для работы с военнослужащими России.
Рассмотрим все классификации акцентуаций характера военнослужащих, и какое место, в зависимости от акцентуаций, занимает каждый сотрудник в служебном коллективе.
Сотрудники пограничных органов имеющие «Гипертимный тип» отличаются почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. В коллективе пограничного отделения занимает место неформального лидера. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей, что нередко приводит к конфликтным ситуациям. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением командования пограничного отделения ограничить деятельность неформального лидера, особенно, если это негативный лидер.
Для сотрудников имеющих «Шизоидный тип» главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. В коллективе пограничного подразделения ведут себя замкнуто, живут обособленно. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Очень часто бывает, что данных военнослужащих не понимает весь коллектив отделения. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями.
Различают два варианта циклоидной акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды ничем не отличаются от сослуживцев или чаще производят впечатление гипертимов. С утра ощущается вялость и упадок сил, все валится из рук. Серьезные неудачи и нарекания окружающих, а особенно командования пограничного отделения, могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию с суицидными попытками. В коллективе пограничного подразделения ведут себя как все, но не редко возникают неадекватные реакции.У циклоидных сотрудников имеются свои «места наименьшего сопротивления». Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа. Лабильные циклоиды, в отличие от типичных, во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. У сотрудников этого типа хорошие дни меняются плохими очень часто. «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием, что преводит к проблемам в области дисциплины.В такие моменты коллектив заставы начинает осуждать их, что приводит к проблемам во взаимоотношениях. Самооценка характера у циклоидов формируется постепенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов.
Главная черта сотрудников обладающих акцентуацией лабильного типа – крайняя изменчивость настроения. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными.
Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. В коллективе подразделения занимает место в зависимости от настроения. Может отделиться от коллектива и быть один, но при желании с легкостью займет место лидера в коллективе.Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это, прежде всего, сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие.
Лабильные личности весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям , что необходимо знать начальникам пограничных подразделений. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуться в беспросветное уныние.Главными чертами сотрудников с астено-невротической акцентуацией личности являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. В отличие от вспыльчивости гипертимов поводом для вспышек вовсе не обязательно служит встречаемое противодействие, бурного неистовства аффект также не достигает. Склонность к ипохондризации является особенно типичной чертой.
Самооценка астено-невротических личностей обычно отражает их ипохондрические установки. Они отмечают зависимость плохого настроения от дурного самочувствия, плохой сон ночью и сонливость днем, разбитость по утрам. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Они сознают также, что утомляемость и раздражительность глушат их интерес к новому, делают непереносимыми критику и возражения, стесняющие их правила. Однако далеко не все особенности отношений подмечаются достаточно хорошо. Коллектив пограничного подразделения держится от них на небольшом расстоянии, чтобы лишний раз не вызывать вспышки гнева и раздражения у них.