Смекни!
smekni.com

Влияние акцентуаций характера на статус сотрудника в коллективе (стр. 5 из 13)

У сотрудников имеющих «сенситивный тип» проявляется пугливость и боязливость. Они неохотно меняют коллектив. Пугаются всякого рода контрольных, проверок, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед коллективом. Выделяют два главных качества сенситивного типа,– «чрезвычайная впечатлительность» и «резко выраженное чувство собственной недостаточности» [5].

Рано формируется чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе.

В отличие от шизоидов сенситивные личности не отгораживаются от товарищей, не живут в воображаемых фантастических группах и не способны быть «белой вороной» в коллективе. Они разборчивы в выборе приятелей, предпочитают близкого друга большой компании, очень привязчивы в дружбе. В коллективе держатся тихо. Иногда гипертимы используют таких военнослужащих в своих целях, так как сенситивны не могут отказать и противостоять напору гипертимов. Слабым звеном сенситивных личностей является отношение к ним окружающих. Непереносимой для них оказывается ситуация, где они становятся объектом насмешек или подозрения в неблаговидных поступках, когда на их репутацию падает малейшая тень или когда они подвергаются несправедливым обвинениям.

Главными чертами сотрудников, обладающих психастеническим типом являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся специально выдуманные приметы и ритуалы. Другой защитой становится специально выработанный педантизм и формализм. Случившиеся неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения. В коллективе общаются на ровне со всеми, выделяются некоторой нерешительностью. Командование отделения стараются не давать ответственных заданий данным военнослужащим, а если приходилось давать, то ему необходимо максимально «разжевать» всю задачу и способы её выполнения. Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда бывает правильной. Часто выступает тенденция находить у себя самые разнообразные черты характера, включая совершенно несвойственные (например, истероидные).

Главными чертами сотрудников имеющих эпилептоидны й тип акцентуации являются склонность к дисфориям, и тесно связанная с ними аффективная взрывчатость, напряженное состояние инстинктивной сферы, иногда достигающее аномалии влечений, а также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей.

Аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть. Картина эпилептоидной психопатии в части случаев выявляется еще в детстве. В подавляющем большинстве случаев картина эпилептоидной психопатии развертывается лишь в период полового созревания, но встречаются случаи, когда психопатия проявляется и в более поздний период.

Реакция группирования с сослуживцами тесно сопряжена со стремлением к властвованию, поэтому такая категория сотрудников охотно выискивается компания из младших, слабых, безвольных, не способных дать отпор. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними. Их боятся, но постепенно против них зреет бунт, в какой-то момент их «подводят» и они оказываются низринутыми со своего начальственного пьедестала. Самооценка эпилептоидных сотрудников носит однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, свои соматические особенности. Они подмечают свою осторожность к незнакомому, приверженность к правилам, аккуратности и порядку, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью. В остальном, в особенности во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более конформными, чем это есть на самом деле.

«Истероидный тип» Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. На худой конец предпочитается даже негодование или ненависть, направленные в свой адрес, но только не безразличие и равнодушие – только не перспектива остаться незамеченным [6]. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Кажущаяся эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций. Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становится насущной потребностью. Среди поведенческих проявлений истероидности на первое место следует поставить суицидальность. Речь идет о несерьезных попытках, демонстрациях, «псевдосуицидах», «суицидальном шантаже».

Способы при этом избираются либо безопасные (порезы вен на предплечьи, лекарства из домашней аптечки), либо рассчитанные на то, что серьезная попытка будет предупреждена окружающими (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под транспорт на глазах у присутствующих и т.п.). Обильная суицидальная «сигнализация» нередко предшествует демонстрации или сопровождает ее.

Истероид рвется к лидерству доступными для него путями. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще назревающих в ней порой неосознанных желаний и стремлений, истероиды могут быть их первыми выразителями, выступать в роли зачинщиков и зажигателей.

Все это ведет к тому, что истероидные пограничники не склонны слишком долго задерживаться в одной и той же подгруппе воинского коллектива и охотно устремляются в новую, чтобы начать все сначала. Если от истероидного сотрудника слышишь, что он разочаровался в своих приятелях, можно смело полагать, что те «раскусили» его.

«Неустойчивый тип» Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними начальник отделения и коолектив. Однако в поиске развлечений представители этого типа также не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. Склонность к имитации отличается избирательностью: образами для подражания служат лишь те модели поведения, которые сулят немедленные наслаждения, смену легких впечатлений, развлечения. Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и тянутся к коллективу. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять в них место лидера. Обычно они становятся орудиями коллектива. Их увлечения целиком ограничиваются информативно-коммуникативным типом хобби, да азартными играми.

Главная черта характера сотрудников обладающих комформным типом – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Этим личностям свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. Представители конформного типа – это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило – думать «как все», поступать «как все», стараться, чтобы все у них было «как у всех» – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам. Под «всеми» подразумевается воинский коллектив. Стремясь всегда быть в соответствии со своим окружением, они совершенно не могут ему противостоять. В хорошем окружении – это неплохие люди и неплохие работники. Но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы все это ни противоречило предыдущим и как бы пагубным ни было. Хотя адаптация у них первое время происходит довольно тяжело, но когда она осуществилась, новая среда становится таким же диктатором поведения, как раньше была прежняя. Поэтому конформные военнослужащие «за компанию» легко спиваются, могут быть втянуты в групповые правонарушения.

Сотрудники со «смешанными типами» характера- составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенности нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда.

Амальгамные типы, встречающиеся у сотрудников – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой.

Таким образом, статус сотрудника пограничных органов определяется выраженностью определенных черт его характера, и руководителю подразделения необходимо знать их у своего подчиненного, чтобы прогнозировать его поведение. Анализ результатов исследований свидетельствует о том, что вопросы, связанные с акцентуациями характера и его влияния на статус сотрудников пограничных органов в коллективе, изучены не в полной мере. Зная все особенности влияния акцентуации характера, на статус сотрудника, начальник подразделения может очень грамотно построить взаимоотношения в коллективе, выявить лиц относящихся к группе риска, что позволит избежать суицидальных случаев и более успешно выполнять поставленные перед подразделением задач.

Выводы по главе:

1. Акцентуации характера являются важнейшим элементом межличностных отношений в коллективе подразделения. Без знания причин возникновения и развития поведения в той или иной ситуации, трудно рассчитывать на эффективное решение задач, поставленных перед пограничным отделением.

2. Особое место среди личностных причин поведения сотрудника в той или иной ситуации занимает тип акцентуации характера личности. Данный структурный компонент личности значительно влияет на взаимоотношения с другими людьми, а, следовательно, и на статус сотрудника в служебном коллективе.