Наверное, идеально было бы наблюдать за своим внутренним миром «скрытой камерой», чтобы оценить именно неосознанное отношение к своему «я». Во всяком случае, во всех экспериментах исследователям приходится учитывать действие «психологической защиты». Положительное отношение к себе столь необходимо для поддержания психологического комфорта и здоровья личности, что нередко человек избегает негативной самооценки или же не хочет высказывать ее перед посторонними. (Очевидно, шуточная анкета психиатра дала негативную самооценку как раз потому, что она была шуточной, либо в
259
ответах проявилось своего рода «кокетство» перед знакомыми.)
Некоторые психологи до сих пор считают, что в принципе не может эыть адекватных средств для изучения эессознательного представления человека о себе самом. Однако эксперименты, недавно проведенные на факультете психологии МГУ, по-видимому, доказывают противное, демонстрируя ус-зешное применение методики, которая юзволяет определить эмоционально-денностное отношение к себе (об этом сообщает В. Сталин в «Психологическом журнале». Т. 2. № 3. 1981).
В процессе развития человеческого >бщества человек сначала познавал жружающих его людей, так что образование своего «я» было вторичным, следствием, производным от познания фугого человека. В ходе дальнейше-■о развития отношение к себе приоб->етало иной характер — со временем щенка своего «я» связывалась с отно-пением «ко мне» других людей, ина-[е говоря, самооценка выступала как •тражение общественных норм, обще-:твенных ценностей. Именно такие федставления помогли психологам •азработать методику исследования самосознания и оценки себя как лич-[ости с помощью психологической фоекции.
Речь идет об использовании тес-ов, где отношение к себе выступает в иде проекции себя на других людей, виде отношения к другим людям. >бычно это вымышленные персонажи, :о они наделены такими чертами, что еловек невольно приписывает этим ерсонажам свои собственные черты арактера. Тонкость и мастерство экспериментатора как раз и заключает-я в том, чтобы испытуемый не по-увствовал «подвоха», чтобы метод роекции вызывал именно невольную, еосознаваемую психологическую ре-кцию. В то же время выбор сюже-
тов с участием вымышленных персонажей, сфера деятельности каждого из них, его вымышленный характер должны быть такими, чтобы испытуемый как можно ближе подошел к своему «я», как можно полнее раскрылся.
В эксперименте участвовали 72 студентки филологического факультета в возрасте от 20 до 23 лет. Перед началом эксперимента испытуемым пришлось подробно ответить на вопросы о самих себе. Затем каждой из участвовавших в опыте предложили высказаться о двух персонажах. Один из них, персонаж А, был фактически портретом самой испытуемой: тот же возраст, пол, близкие интересы (например, персонаж А — студентка исторического факультета), та же социальная среда. Все черты характера персонажа были даны достаточно обобщенно, чтобы испытуемые не могли сразу узнать себя, но в то же время достаточно полно чувствовали сходство.
Второй персонаж — Б — полная противоположность персонажа А. Если А — это прототип своего «я», то Б — это «анти-я». Например, если об А говорилось, что характер этого персонажа неустойчивый, легко теряющий внешнее равновесие, то Б, наоборот, человек с устойчивым, спокойным и выдержанным характером.
Испытуемые давали ответы в письменной форме, и иногда это были настоящие сочинения, занимающие 3—4 страницы печатного текста. Задание в эксперименте состояло из трех частей. Сначала предлагалось решить задачу на проницательность, т. е. умение понимать других людей,— качество, безусловно, необходимое и важное для будущих преподавателей. Испытуемым предлагали ответить на ряд вопросов отдельно от лица персонажей А и Б (как бы
50
поставив себя на их место). Вот примерный круг вопросов: ради чего эта девушка поступила в высшее учебное заведение, почему именно этот вуз выбрала, как оценивает свои профессиональные качества и перспективы, что ищет в общении с молодыми людьми, каким представляет себе своего будущего мужа? Ответив на эти вопросы от имени вымышленных персонажей, нужно было ответить на эти же вопросы, но уже со своих позиций.
Во второй части задания от лица персонажей А и Б, а потом от себя лично нужно было выполнить альтернативное задание. Например, выбрать одну из таких взаимоисключающих фраз: «Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением» или «Людские невезения — результат собственных ошибок».
В третьем задании нужно было описать взаимоотношения, которые бы сложились между А и Б при их знакомстве, какие чувства они испытывали бы друг к другу.
В основе этих заданий как раз и лежит метод проекции, поэтому, анализируя их, можно трактовать отношение к другому лицу как результат отношения к самому себе (в случае большого сходства с персонажем А) и к личности с противоположными чертами характера (персонаж Б). Крайние позиции относительно своего «я» можно выразить понятиями «уважение» или «презрение», а крайние эмоциональные реакции на «анти-я» лежат на оси «симпатия» — «антипатия».
Оказалось, что практически для всех испытуемых вымышленные персонажи А и Б были небезразличны, во всяком случае, студентки выражали свое отношение к ним без какой-либо специальной просьбы. По характеру ответов испытуемых можно было раз-
делить на четыре группы (нечто похожее на анкету психиатра).
В итоге 74% опрошенных испытывали симпатию к персонажу, сходному по характеру со своим «я», 22% — отнеслись к персонажу, имитирующему «я» с антипатией. Исследователи считают, что оценка персонажей А и Б вызвана не положительными или отрицательными чертами характера этих персонажей, а именно особенностями личностного отношения к ним, иными словами, за отношением к А и Б стоит неосознанное отношение испытуемого к самому себе.
Как и требовалось доказать, предложенная методика дала возможность оценить эмоциональное отношение к своему «я» и «анти-я». Важно, что во время эксперимента испытуемый говорил не о себе, а о некотором другом человеке, во всяком случае, он знал, что его ответ будут интерпретировать как ответы персонажа, все это облегчало ему выражение отношения к самому себе.
В дальнейшем, по-видимому, будут исследованы самооценки различных категорий людей в зависимости от пола, возраста, от профессиональной и психологической ситуации, в которой они могут находиться. Такие оценки не только интересны сами по себе, в будущем они должны помочь психологам и педагогам правильно корректировать отношения человека к самому себе и тем самым помочь ему добиться психологического комфорта, выбрать свое место в обществе.
В заключение приведем некоторые задания на проверку некоторых особенностей зрительной памяти и восприятия.
Проверьте зрительную память (рис. 28). Посмотрите внимательно на левый рисунок и запомните расположение зачерненных элементов. На это
261
Рис. 28.
^
Рис. 29.
дается две минуты. Затем закройте его ладонью и отметьте на правом рисунке те же самые элементы. Если вам удастся воссоздать точную копию левого рисунка — вы справились с заданием. Можете быть довольны: у вас вполне нормальная зрительная память.
Как бы вы поступили на месте судьи (рис. 29)? «Полосатые» получили право на свободный удар в 14 метрах от ворот. «Белые» стали выстраивать стенку. Восьмерка «полосатых», не дождавшись, когда будет выстроена стенка и когда судья даст свисток, подает мяч набегающему игроку под номером 10, который сильным ударом посылает мяч в сетку ворот. Какое решение вы приняли бы на месте судьи?
Каково ваше восприятие? Из перечисленных названий на 12 ниже следующих картинках (рис. 30) подберите к каждой из них то, которое, по вашему мнению, больше всего к ней подходит, и запишите его номер. При обработке используйте матрицу:
К А Э
12 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
Отметьте (подчеркните) на ней номера выбранных вами названий (если какая-то цифра повторяется неоднократно — соответственно столько раз ее и подчеркните). Подсчитайте количество отмеченных цифр в каждой колонке.
Если подчеркиваний больше всего в первой колонке — у вас конкретный тип восприятия,
если во второй — тип вашего восприятия абстрактный,
если же в третьей — у вас преобладает эмоциональный тип восприятия.
Рис. 30(1): 1. Кукла; 2. Игра; 3. Дружба; 4. Буратино; 5. Глупость; 6. Симпатия; 7. Толстяк; 8. Сходство; 9. Любопытство; 10. Ребенок; 11. Непонимание; 12. Уверенность
Рис. 30(2): 1. Письмо; 2. Просьба; 3. Радость; 4. Пионеры; 5. Новость; 6. Надежда; 7. Ящик; 8. Сообщение; 9. Грусть; 10. Ученики; 11. Поздравление; 12. Тоска
263
Рис. 30(3): 1. Луг; 2. Приволье; 3. Удивле- Рис. 30(5): 1. Крыша; 2. Ловкость; 3. Не-
ие; 4. Девочки; 5. Движение; 6. Любопытство; уверенность; 4. Кошка; 5. Гибкость; 6. Глупость;
. Парашют; 8. Событие; 9. Радость; 10. Под- 7. Скворечник; 8. Разбой; 9. Смелость; 10. Тру-
уги; 11. Отдых; 12. Огорчение ба; П. Грабеж; 12. Беспечность