Смекни!
smekni.com

Эффективность применения индивидуальных диагностико-коррекционных программам работы специаль (стр. 10 из 12)

Роль отца в холдинге сводится, прежде всего, к поддер­жке матери, т.к. ей одной не по силам та огромная физичес­кая и душевная нагрузка, которую требует терапия. Отец обнимает маму, помогает ей удерживать и уговаривать ре­бенка, преодолеть его сопротивление. Время от времени отец должен брать ребенка к себе на руки и удерживать его сам, чтобы дать маме передохнуть. Ребенку очень важно, что его держат и мама, и папа, что вся семья вместе.

Таким образом, суть метода состоит не в механическом удерживании ребенка, а в том, что происходит между ре­бенком, матерью и отцом во время холдинга.

Данные зарубежных авторов, применяющих холдинг-терапию в коррекционной работе с аутичными детьми, свидетельствуют о том, что в процессе коррекции прогрес­сирует прежде всего эмоциональный контакт ребенка с близкими. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к проходящему дома и на улице. Он становится инициативней во взаимо­действии, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза и обращается с просьбами не криком, а с помощью слов. Уменьшаются

проявления агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым. В ряде случаев начинает обнаруживаться интерес к книгам, рисованию,[20].

В процессе терапии специалист выполняет следующие функции:

• помогает матери преодолевать затруднения во время
сеанса;

• анализирует поведение ребенка, его реплики, интер­претирует символику сопротивления ребенка и дру­гие особенности его поведения.

• При проведении холдинг-терапии необходимо соблю­дать следующие правила:

• сеансы в течение двух первых месяцев должны прово­диться родителями ежедневно;

• первые 3-4 сеанса проводятся в присутствии специа­листа;

• необходимо добиваться полного расслабления ребен­ка, по крайней мере, на 3-4-м сеансе;

• не рекомендуется прерывать сеансы, особенно в пер­вые два месяца.

Специалист, работающий с аутичным ребенком, ни в коем случае не должен делать холдинг сам, потому что ре­бенок может привязаться к нему больше, чем к родителям, и это лишь усугубит проблемы семьи. Нельзя также пы­таться помогать маме удерживать ребенка, заменяя на хол­динге отца. Однако это не означает, что на индивидуаль­ных занятиях с ребенком педагогу нельзя брать его на руки, кружить, качать, подбрасывать на коленях. Все это - необходимые элементы занятий, но педагогу нельзя удерживать ребенка насильно, попытаться выполнить хол­динг в полном объеме.

Таким образом, основной задачей психологической коррекции детей с аутизмом является вовлечение их в раз­ные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения.

Арт-терапия как метод коррекции страха у детей с аутизмом.

Еще в 1930-х годах для коррекции эмоционально-личностных проблем ре­бенка психоаналитиками был предложен метод арт-терапии. Арт-терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, основанную на изобразительном искусстве. Основная цель арт-терапии состоит в разви­тии самовыражения и самопознания ребенка.

Арт-терапия включает в себя не только рисуночную терапию. К ней отно­сятся и такие виды продуктивной деятельности ребенка, как лепка, апплика­ция, изготовление масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов (проволоки, материи, веревок и пр.). В исследованиях психоло­гов давно было отмечено, что рисунки детей не только отражают уровень ум­ственного развития, но и являются своеобразной проекцией личности и ее проблем. Рисунок выступает как средство усиления чувства идентичности ре­бенка, помогает ему узнать себя и свои способности.

Э. Крамер выделяет четыре типа изображений, отражающих как возраст­ную динамику развития рисунка, так и индивидуально-личностные особен­ности ребенка. Это бесформенные и хаотичные каракули, конвенциальные стереотипы (схемы), пиктограммы и собственно художественные произве­дения. Каракули, например, с точки зрения авторов, представляя собой ис­ходную стадию детского рисунка, в более старшем возрасте могут выражать чувство беспомощности и одиночества. Стереотипные схематические изо­бражения и пиктограммы, принадлежащие руке взрослого человека, могут от­ражать сублимацию подавленных желаний или потребность в защите. Особо­го внимания при анализе рисунков заслуживает цвет. Так, преобладание серых тонов, а также темных свидетельствует об отсутствии жизнерадостности, а яр­кие, насыщенные краски характеризуют активный жизненный тонус, опти­мизм. В рисунках детей с аутизмом мы наблюдаем стереотипные символические изображения предметов, преобладание темных тонов (многие дети используют только серый и черный цвет). Все это четко отражает аффективную напряжен­ность ребенка, его переживания. Анализ рисунков детей с аутизмом дает воз­можность оценить интенсивность их страхов, а также интерпретировать их содержание. Нередко у детей с легкой формой аффективной дезадаптации наблюдается стереотипное содержание рисунков. Многие дети выбирают одни и те же сю­жеты и объекты, то есть изображают аффективно значимые для них объекты.

В подобном случае психологу иногда достаточно предложить ребенку на­рисовать значимые для него объекты или сюжеты, но добавить к ним что-ни­будь новое. В практике психологической коррекции выделяются две формы арт-тера­пии: пассивная и активная.

Пассивная арт-терапия в значительной степени позитивно влияет на пси­хический тонус ребенка с аутизмом и на его поведение в целом. Пассивная арт-терапия заключается в том, что ребенок просматривает художественные произведения.

В отечественной психологии методы арт-терапии используются и в кор­рекции психических заболеваний у взрослых и неврозов у детей. В работах авторов подчеркивается высокая эффективность арт-терапии в коррекции страхов у детей и подростков. Занятия на основе арт-терапии могут быть структурированными и не­структурированными. На структурированных занятиях тема рисования пред­лагается психологом. После окончания выполнения рисунков они обсужда­ются совместно с детьми. В случае неструктурированных занятий дети самостоятельно выбирают тему. С детьми с аутизмом следует использовать обе формы занятий.

В процессе работы с аутичными детьми на основе метода арт-терапии мы выделили несколько этапов.

На первом, установочном, этапе детям предлагается нарисовать то, что они хотят. В процессе рисования психолог наблюдает за действиями детей, анали­зирует особенности графических движений, качество рисунков, мотивацию детей к рисованию, специфические поведенческие реакции. По окончании выполнения детьми рисунков психолог анализирует в группе детей их рисун­ки, даже если они представлены лишь хаотичными штрихами или отдельны­ми каракулями. Рисунки располагаются на специальной доске. Это активи­зирует детей с аутизмом и способствует формированию интереса к рисованию. На втором этапе занятий детям предлагается рисовать красками. Психо­лог показывает краски, погружает руку ребенка в них и затем прикладывает ее к чистому листу бумаги, а также водит пальцем по бумаге в вертикальном, го­ризонтальном направлении или по кругу. Обычно эти занятия вызывают по­зитивный интерес, особенно у детей с тяжелой степенью аффективной пато­логии. При выполнении заданий дети заметно оживляются, издают звуки и достаточно продолжительное время сосредоточиваются на задании. После окончания рисования проводится обсуждение рисунка и поощрение каждого ребенка. На третьем этапе занятий детям со средней степенью тяжести аффектив­ной дезадаптации предлагаются тематические рисунки, например: «Я гуляю», «Я кушаю», «Я рву бумагу», «Я купаюсь в ванне» и пр., а также рисунки на тему имеющихся страхов: «Что мне снится страшного», «Чего и кого я боюсь» , «Мой самый страшный день» и пр. Каждый рисунок обсуждается с ребенком в группе и также поощряется (выставляется на специальную доску).

Занятия четвертого этапа направлены на устранение страхов. Психо­лог совместно с родителями ребенка составляет список страхов, затем пред­лагает ребенку нарисовать их. Дети рисуют свои страхи дома и приносят рисунки на занятия. В процессе анализа детского рисунка психолог каж­дый раз выражает одобрение, вызывая у ребенка гордость за выполненное задание.

Спустя несколько дней психологу необходимо провести индивидуальное обсуждение рисунков с ребенком. Он последовательно показывает ребенку его рисунки и задает вопрос: «Боишься ли ты нарисованного... (дьявола, по­езда и пр.)?» Отрицание ребенка обязательно необходимо закрепить похва­лой. Если ребенок напрягается, волнуется при рассматривании рисунков соб­ственных страхов, можно предложить ему вырезать страх из рисунка. В отдельных случаях можно предложить ребенку «уничтожить» нарисован­ный страх. Например, разрезать на кусочки рисунок, порвать его и выкинуть в урну или сжечь. Однако такой прием мы не рекомендуем использовать час­то, так как любой рисунок ребенка - это продукт его деятельности, и его унич­тожение может вызвать у ребенка негативную реакцию. Целесообразнее пред­ложить ребенку нарисовать оставшиеся у него страхи снова.