Смекни!
smekni.com

Эффективность применения индивидуальных диагностико-коррекционных программам работы специаль (стр. 11 из 12)

На заключительном этапе можно предложить ребенку нарисовать то, чего он уже не боится. Такая установка является дополнительным стимулом к пре­одолению страха. Следует еще раз подчеркнуть, что важным принципом арт-терапии детей с аутизмом является обязательное одобрение и принятие всех продуктов изо­бразительной деятельности ребенка, независимо от их содержания, формы и качества.

Музыкотерапия в системе психологической коррекции страха у детей с аутизмом

В психологической коррекции детей с эмоциональными нарушениями лироко используется музыкальная терапия.

В психологической литературе выделяются четыре основных направления тсихокоррекционных воздействий музыкотерапии:

1) эмоциональное активирование в процессе психотерапии;

2) регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

3) развитие навыков межличностного общения;

4) повышение эстетических потребностей.

В качестве психологических механизмов психокоррекционного воздействия музыкотерапии авторы указывают [Завьялов, 1995]:

• катарсис — эмоциональную разрядку;

• регулирование эмоционального состояния;

• усвоение новых способов эмоциональной экспрессии;

• повышение социальной активности и др.

Традиционно используется несколько вариантов музыкотерапии: рецеп­тивная музыкотерапия, которая предполагает восприятие музыки с коррек-ционной целью, и активная, представляющая собой коррекционно-направ-ленную, активную музыкальную деятельность. При работе с аутичными детьми целесообразно использовать оба данных варианта музыкальной пси­хокоррекции.

Рецептивную музыкотерапию следует использовать на установочных эта­пах психологической коррекции для решения следующих задач:

1) установление эмоционально-доверительных контактов с психологом и членами группы;

2) создание доверительной, эмпатийной атмосферы в группе;

3) снижение эмоционального дискомфорта и др.

Так, групповые занятия с детьми с тяжелой формой аффективной дезадап­тации проводятся нами на фоне музыкального сопровождения, особенно на установочном этапе. Мы используем специально подобранные музыкальные произведения в различных целях: для расслабления, активизации, ускорения деятельности. Кроме того, специальные ритмические мелодии становятся ос­новой для выполнения упражнений во время разминки. Особенно ценно, если существует возможность заниматься под «живую» музыку. У нас, например, была возможность пригласить музыкального работника (волонтера), который на пианино воспроизводил нужные мелодии.

Следует подчеркнуть, что в то время, как у большинства детей с аутиз­мом наблюдается положительное отношение к музыкальным произведе­ниям, некоторые могут, напротив, демонстрировать крайний негативизм к музыкальному сопровождению. Это может быть обусловлено следующими факторами:

• отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка;

• неподготовленностью ребенка с аутизмом к восприятию музыки;

• клинико-психологическими особенностями ребенка.

Рекомендуется усложнять задания, использовать коллективные игры на ложках, бубнах и других инструментах.

С целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использо­вать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии: коммуникативный, реактивный и регули­рующий.

На коммуникативном уровне усилия психолога направлены на установле­ние эмоционального контакта с ребенком. В специально оборудованной иг­ровой комнате специалист совместно с ребенком слушает музыку. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, психолог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, что­бы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погла­дить по спине и пр.

На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмич­ной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструк­цией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».

На регулирующем уровне психолог предлагает различные ситуации, в ко­торых могут оказаться «страшилка» и ребенок. Ребенка просят выбрать му­зыку, под которую «страшилка» общается с ним: медленную, расслабляю­щую или быструю, активизирующую. Выбор музыки подчеркивает особенности эмоционального состояния ребенка и его отношение к пугаю­щим объектам.

Как показывает опыт нашей работы, использование музыкального сопро­вождения в процессе психологической коррекции страхов у ребенка способ­ствует усилению его активности, эмоциональному вовлечению в игру, улуч­шению эмоционального фона. Большинство детей с аутизмом предпочитает тихую, спокойную, плавную и мелодичную музыку. Она способствует сниже­нию тревожности, страха, особенно на начальных этапах общения психолога с ребенком. Активирующее влияние на последующих этапах психологической коррекции страха у детей с аутизмом оказывает ритмичная музыка, которую можно использовать как в процессе группового взаимодействия, так и в про­цессе индивидуальных занятий.

Следует подчеркнуть, что музыкотерапия, арт-терапия, игровая терапия и другие методы представляют собой лишь способы психологического воздей­ствия, то есть психокоррекционные технологии. В свою очередь, сложность, многообразие и специфика эмоциональных проблем у детей с аутизмом тре­буют системного подхода к разработке психокоррекционных программ с ис­пользованием этих и других психокоррекционных технологий.

• отрицательными ассоциациями, которые вызывает музыка у ребенка;

• неподготовленностью ребенка с аутизмом к восприятию музыки;

• клинико-психологическими особенностями ребенка.

Включение музыкального сопровождения в процесс групповых занятий требует определенной организации. Дети с аутизмом негативно реагируют на новизну. Например, если во время занятий в помещении не было пианино, а потом оно появилось, то у ребенка может возникнуть аффективная реак­ция. Он будет подбегать к инструменту, ударять по нему и пр. Поэтому вклю­чение музыкального сопровождения в процесс занятий требует предваритель­ной подготовки.

Как отмечалось выше, у детей с аутизмом наблюдается повышенная чув­ствительность. Поэтому при очень громком или фальшивом воспроизведе­нии музыкального произведения дети испытывают выраженный эмоциональ­ный дискомфорт, что проявляется в повышенном возбуждении, уходе от ситуации. Детей с аутизмом может раздражать ненастроенное пианино, скрипучий звук на пластинке или диске, фальшивый голос музыкального ра­ботника или психолога. Кроме рецептивной музыкотерапии в процессе группового взаимодействия детей с аутизмом можно использовать активную форму занятий. Используют­ся следующие игры:

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.

Ход игры. Психолог предлагает ребенку воспроизвести отдельные зву­ки на пианино: громкий удар — идет медведь, быстрые движения — бе­жит заяц, тихие ритмичные постукивания — птички зернышки клюют и пр. Остальные члены группы угадывают, кто идет. Обычно дети с удо­вольствием выполняют предложенные задания.

Игра «Сильный стук — слабый стук»

Цель. Обучение ребенка произвольной регуляции своих действий.

Ход игры. Психолог или помощник психолога удерживают бубен, и де­ти поочередно ударяют по бубну по инструкции психолога: «Ударим громко», «Ударим тихо».

Комментарий. Как правило, дети с аутизмом, в связи со склонностью к стереотипиям, пытаются ударять по бубну много раз. Не следует оста­навливать ребенка, но обязательно надо обратить его внимание насилу удара, приговаривая: «Молодец, ты ударил громко (тихо)». Аналогич­ные игры можно проводить с ложками, четками и пр.

Игра «Хоровое пение»

Ход игры. Музыкальный работник издает отдельные протяжные зву­ки и просит детей повторить их.

Комментарий. Если дети отказываются выполнять задание, необхо­димо продолжать пение до тех пор, пока ребенок не присоединится к ведущему. Обязательно необходимо поощрить ребенка.

Рекомендуется усложнять задания, использовать коллективные игры на ложках, бубнах и других инструментах.

С целью коррекции страхов у детей с аутизмом целесообразно использо­вать индивидуальную музыкотерапию. Традиционно выделяются три уровня индивидуальной музыкотерапии: коммуникативный, реактивный и регули­рующий.

На коммуникативном уровне усилия психолога направлены на установле­ние эмоционального контакта с ребенком. В специально оборудованной иг­ровой комнате специалист совместно с ребенком слушает музыку. На данном этапе используются мелодичные произведения классиков. Ребенок играет или танцует под музыку, психолог наблюдает за ним и поощряет его. Важно, что­бы к концу занятия он мог приблизиться к ребенку, взять его за руку, погла­дить по спине и пр.

На реактивном уровне, цель которого заключается в катарсисе, ребенок под музыку играет с пугающим его предметом. Например, ребенку предлагается кукла-страшилка. Сначала он должен дать ей имя. Затем под звуки ритмич­ной музыки он начинает взаимодействовать с ней в соответствии с инструк­цией психолога: «„Страшилка" начинает убегать от нас, мы ее ловим, кидаем, прогоняем, она от нас уходит».