181
рассматривается как нечто уже известное и не требующее специаль-ных фундаментальных изысканий, хотя общей теории группы в соци-альной психологии, увы, по сей день не существует. Во-вторых, ди-версификация понятия группы, его распространение на новые пред-метные области и в то же время превращение в своего рода «фон» исследований организационных систем, социальной и, в частности, этнической идентичности личности, процессов общения и т.п. В-тре-тьих, прагматизация анализа группы, неоправданное забвение общих проблем в угоду актуальным запросам бизнеса, политики, идеологии и пр. Насколько существенную роль сыграют эти события в дальней-шей судьбе проблематики группы, покажет будущее.
П. Штомпка
СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ"
Определение социальных движений
<...> Выделим следующие основные компоненты социальных дви-жений.
1. Коллективность людей, действующих совместно.
2. Единство в отношении цели коллективных действий, а имен-но — изменения в обществе, причем цель должна восприниматься участниками однозначно.
3. Коллективность относительно диффузна, с низким уровнем формальной организации.
4. Действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированные, застывшие формы.
Суммируем сказанное. Под социальными движениями мы подра-зумеваем свободно организованные коллективы, действующие совме-стно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести изменения в обществе. Некоторые классические дефиниции социальных движений выглядят так.
«Коллективные предприятия для установления нового порядка жизни».
«Коллективные предприятия для преобразования социального порядка».
«Коллективные усилия по изменению норм и ценностей». «Кол-
* Штомпка П. Социология социальных изменений/Пер с нем. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 339-342, 345-361, 363-366.
182
лективность, действующая в течение некоторого времени для того, чтобы обеспечить изменения в обществе (в группе), частью которого она является, или не допустить изменений». «Коллективные усилия по контролю над изменениями или корректировке их направления».
Современные авторы дают более пространные характеристики социальных движений.
«Коллективные попытки выражения недовольства, возмущения и поддержки или сопротивления изменениям».
«Группы индивидов, объединяющихся ради выражения недоволь-ства общественным порядком и изменения социальных и политичес-ких основ, вызывающих такое недовольство».
«Нетрадиционные группы, обладающие различной степенью фор-мальной организации, пытающиеся произвести радикальные измене-ния или препятствовать им».
По мнению некоторых исследователей, социальные движения «су-ществуют дольше, чем толпы, массы и сборища, и более интегриро-ваны. Тем не менее они не организованы так, как обычно организова-ны политические клубы и другие ассоциации».
Другое определение: движение — «это устойчивая поддержка свя-зей между влиятельными национальными деятелями, успешно высту-пающими от имени тех, чьи интересы формально не имеют представи-тельства в существующих структурах. В этом процессе такие деятели пуб-лично выставляют требование изменить распределение власти, что в свою очередь демонстрирует публичную поддержку самого требования».
Во всех определениях подчеркивается тесная связь между соци-альными движениями и социальными изменениями. Как отмечают Вуд и Джексон, «изменения являются основной характеристикой соци-альных движений... Социальные движения тесно связаны с социальны-ми изменениями». Данное обстоятельство, казалось бы, очевидное, тем не менее требует разъяснения.
1. Цель может быть поддерживающей, утверждающей, когда пред-полагается ввести в общественную жизнь какие-то новые элементы, будь то новое правительство или политический режим, новые при-вычки, законы или институты, либо отрицающей, когда планируется остановить, предотвратить или повернуть вспять различные процессы (например, ухудшение экологической обстановки, снижение урожай-ности, рост преступности, распространение абортов и т.д.).
2. Социальные движения имеют различные причинные связи с из-менениями. С одной стороны, они могут рассматриваться как конечная причина последних, т.е. как условия, необходимые и достаточные для их совершения. Проблема в том, что обычно для достижения своей цели общественные движения должны разворачиваться в благоприятных со-циальных условиях, при наличии благоприятной «структуры возмож-ностей», или, если воспользоваться образным сравнением, должны «подняться на гребень волны» других социальных сил. Они эффективны
1 Q1
лишь тогда, когда дополняются другими факторами, и вряд ли служат единственной причиной изменений. Обычно это необходимое, но не достаточное условие социальных преобразований.
Но социальные движения могут рассматриваться и просто как сим-птомы, эпифеномены, сопровождающие процессы, которые раскры-ваются по своим собственным законам (например, сопровождение про-гресса, модернизации, урбанизации неожиданными экономическими кризисами). В этом смысле они похожи на лихорадку, отражающую бо-лее глубокие изменения в социальном организме. Проблема здесь в том, что многие социальные движения способствуют социальным преобра-зованиям, влияют на их направление и скорость, не говоря уже о тех, которые действительно инициируют социальные сдвиги.
Наиболее разумным является подход, согласно которому движе-ния — это средства в причинной цепи социальной практики, продук-ты более ранних изменений и вместе с тем производители (или по крайней мере сопроизводители) дальнейших преобразований. Движе-ния возникают не на пустом месте, они объединяют социальный про-цесс и попытки повлиять на его ход. По словам Тома Бернса, «они являются носителями, равно как и создателями, и реформаторами нормативных систем».
Аналогичное замечание делает и Дитер Рухт: «Социальные движе-ния являются одновременно продуктом и производителем социальных процессов. Действуя в пределах исторически созданной и относитель-но стабильной основы, они также активно участвуют в изменении политических взглядов, властных структур и культурных символов». Воспользуемся простой диаграммой:
Предшествующие социальные процессы —> социальные движения —> последующие социальные процессы
Поток социальных изменений
3. Третье соображение касается области, в которой действительно происходят изменения, вызываемые социальными движениями. Дело в том, что любое социальное движение составляет часть того самого общества, в котором происходят изменения, охватывающие некото-рые (иногда достаточно обширные) области его функционирования, иначе говоря, действует на общество изнутри. Это случай, когда «об-щество преобразует общество». Значительная часть изменений, про-изводимых движениями, представляет собой изменения в самом дви-жении (его составе, идеологии, правилах, предписаниях, организа-циях и т.д.), и даже внешние сдвиги в более широком контексте (законодательной системе, политических режимах, культуре), выз-ванные движением, по принципу обратной связи влияют на его соб-ственных членов и структуры, изменяя их мотивацию, установки, идеи и т.д. Социальные движения, изменяя общество, изменяют в этом
184
процессе себя (они мобилизуются, организуются) для того, чтобы влиять на общество более эффективно. Изменения в самом движении и изменения, которые производит движение, идут рука об руку, со-здавая взаимосвязанные, конкурирующие процессы. Эта уникальная черта социальных движений делает справедливым заявление Гари Маркса и Джеймса Вуда о том, что «социальные движения более ди-намичны, чем большинство других социальных форм». Они являются социальными движениями par excellence (по преимуществу).
Типы социальных движений
1. Социальные движения отличаются друг от друга по масштабам предполагаемых изменений. Некоторые из них относительно ограниче-ны по своим целям и не ориентированы на преобразования основных институциональных структур. Они хотят преобразований внутри струк-туры, а не ее самой. Мы называем их реформистскими. Таковы, напри-мер, движения за и против абортов, которые требуют соответствующих изменений в законодательстве; движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними; движения, которые вы-ступают за ограничение скорости на германских автострадах. Другие дви-жения стремятся к более глубоким преобразованиям, пытаются затро-нуть основы социальной организации. Вследствие того, что под их при-целом оказываются институты, занимающие центральное, стратегическое положение, изменения имеют гораздо более далеко идущие послед-ствия, чем предполагалось изначально. В результате происходит преоб-разование самого общества, а не внутри него. Такие движения мы назы-ваем радикальными. К ним относятся, например, движения за граждан-ские права в США, против апартеида в Южной Африке, за национальное освобождение в колониальных странах. Когда предполагаемые измене-ния охватывают все ключевые аспекты социальной структуры (полити-ческий, экономический, культурный) и направлены на тотальное из-менение общества, построение вместо него «альтернативного» обще-ства, тогда мы говорим о революционных движениях. К ним, в частности, относятся фашистское и коммунистическое движения.
Другую формулировку той же типологии дал Нейл Смелзер, ко-торый различал движения, «ориентированные на нормы» и «ориен-тированные на ценности». Первые нацелены на утверждение разделя-емой всеми идеологии, которая предполагает пересмотр норм; вто-рые — на пересмотр ценностей. Ценности, по Смелзеру, включают в себя общечеловеческие стремления к справедливости, знаниям, де-мократии, свободе, а нормы представляют собой средства достиже-ния этих целей. Таковы, например, дисциплина, образование, труд. «Нормы имеют более специфический характер, чем общие ценности, поскольку они уточняют определенные регулирующие принципы, необходимые для реализации ценностей».