Внутренняя динамика социальных движений
Социальные движения возникают в определенный момент, раз-виваются, проходят различные фазы, угасают и исчезают. По словам классика в этой области Герберта Блумера, «движение должно сфор-мироваться и «сделать карьеру» в том мире, который почти всегда противостоит, сопротивляется или по меньшей мере просто безраз-личен к нему». Сначала рассмотрим внутреннюю динамику социальных движений, а затем обратимся к внешней динамике, т.е. к влиянию социальных движений на более широкое социальное целое, в рамках которого они действуют. Это две стороны процесса, который можно назвать «двойным морфогенезом» социальных движений.
Во внутренней динамике движения мы предлагаем различать че-тыре главные стадии: возникновение, мобилизацию, совершенство-вание структуры и завершение.
1. Все социальные движения возникают в определенных истори-ческих условиях, в пределах исторически заданной структуры. Эта последняя создает запас ресурсов и возможностей, служит сокровищ-ницей идей, на основе которых движение формулирует собственные кредо, идеологию, цели, выявляет своих врагов и сторонников, обо-сновывает свое видение будущего. Движение осмысляет существую-щие взгляды, производит их отбор, меняет акценты, соединяет во взаимосвязанную систему и, естественно, добавляет к этой основе нечто новое. Кажущаяся новизна никогда не бывает абсолютной. Так, революционные движения не изобретают свои лозунги, боевые при-зывы, представления о лучшем мире, а заимствуют их. Скажем, неко-
189
торые свои мысли Маркс позднее развил в целостную теорию рево-люционного прошлого. <...> Что касается прежней нормативной струк-туры, то она часто служит как бы негативной основой движения, тем, что противопоставляется или отрицается. Правила, ценности, институты, роли установленного нормативного порядка критикуют-ся, высмеиваются, им бросают вызов. Одни движения концентрируют свое внимание на нормах, квалифицируя их как недостаточные, не-адекватные или несоответствующие средства для достижения новых целей. Другие сосредоточиваются на ценностях, которые также рас-сматриваются как неправильные. По мнению Смелзера, когда у дви-жений, «ориентированных на нормы», появляется сильная оппози-ция в виде контрдвижений, если эти движения подавляются или бло-кируются властями, то происходит постепенное расширение целей и качественное изменение требований, что ведет к возникновению «цен-ностно-ориентированных» движений. «Солидарность» в Польше и дру-гие освободительные движения в Восточной Европе отлично иллюст-рируют данный феномен. Постоянная радикализация требований в значительной мере явилась результатом тупого сопротивления око-павшейся политической элиты. Прежняя организационная структура взаимодействия выполняет другие функции. Она образует поле, кото-рое в равной степени сдерживает и облегчает движение. Сеть комму-никаций, существующая в обществе, имеет решающее значение для вовлечения в движение новых субъектов. Обсуждая «ключевую роль коммуникационной сети как благодатной почвы, из которой может произрасти новое движение», Фриман приводит в качестве примера женское освободительное («феминистское») движение.
Ассоциации или сообщества, объединяющие людей по религиоз-ному либо этническому принципу (клубы, церкви, этнические груп-пы, патриотические общества и т.д.), ускоряют мобилизацию и вов-лечение новых индивидов и групп в социальные движения. Так, орга-низационная структура движения за гражданские права в США была заимствована у сети сегрегационных колледжей, женских клубов, га-зет, местных объединений и мелкого бизнеса. «Черная церковь обес-печила движение музыкой и риторикой, она укрепляла дух его участ-ников». Аналогичную роль играли католическая церковь, неформаль-ные кружки и ассоциации оппозиционного характера (например, Комитет защиты рабочих в самом начале зарождения «Солидарности» в Польше в 80-х годах). Большое значение имеет и так называемая «структура политических возможностей» (ассоциации, местные адми-нистративные центры, сотрудничающая политическая элита и т.д.).
Наконец, мы подходим к последней теме — структуре социальных неравенств, иерархий богатства, власти и престижа. Вытекающие от-сюда противоречия и конфликты между классами, стратами и т.д. ча-сто оказываются фактором первичной мотивации. Иерархическая диф-ференциация насущных интересов приводит к напряженности, уси-
190
лению недовольства, что побуждает людей присоединяться к движе-ниям протеста или реформаторским движениям. Те, у кого нет ника-кой надежды на успех, кто лишен доступа к ресурсам, составляют «человеческий материал» социальных движений; они быстро отзыва-ются на дризывы и легко включаются в действия, нацеленные на структурное перераспределение привилегий и поощрений.
Условия и напряжения, существующие в рамках структуры, не-обходимы, но не достаточны для возникновения движения. В следую-щей фазе процесс должен переместиться в область социального со-знания. <...>
Когда социальная напряженность соединяется с ее общим идео-логическим осознанием, тогда ситуацию можно считать созревшей для возникновения движения.
В подобных ситуациях роль инициирующего фактора чаще всего играет незначительное событие, с которого начинается «карьера» дви-жения. Такое событие поднимает уровень осознания, создает преце-дент героического противодействия, провоцирует открытое выраже-ние поддержки и раскрывает широкий диапазон оппозиционного кон-сенсуса (прорывая «плюралистическое незнание», когда никто не представляет, сколько еще людей разделяют это недовольство и сколько действительно готовы присоединиться к действию). Оно также служит проверкой решительности властей или ее отсутствия. В случае с Розой Парке, которая отказалась занять место в той части автобуса, что пред-назначалась для чернокожих пассажиров, конфликт, выросший из маленького инцидента, разросся в одно из наиболее мощных соци-альных движений в американской истории — движение за гражданс-кие права негров. В другом случае, когда пожилая рабочая Анна Ва-лентинович была уволена с верфи имени Ленина в Гданьске в 1980 г. по политическим мотивам, рабочие встали на ее защиту, и в течение нескольких дней набрало силу самое мощное политическое движение в современной европейской истории — «Солидарность».
2. Инициирующее событие закрывает начальную стадию «карье-ры» движения, т.е. фазу возникновения. Далее следует фаза мобилиза-ции. Первая волна рекрутирования включает тех, кто наиболее подвер-жен влиянию условий, против которых направлено движение, кто луч-ше всех воспринимает его центральную идею, наиболее точно понимает и оценивает (интеллектуально, эмоционально, морально и политичес-ки) его причины. Такие люди присоединяются к движению по убежде-нию, считая, что оно и есть тот инструмент, который необходим для осуществления общественных преобразований. По мере того как движе-ние растет и набирает силу, к нему подключаются те, кто просто ищет смысла в жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и кучки циничных крити-канов, которые присоединяются к движению в надежде на материаль-ные выгоды в случае его победы. На этой, второй, волне люди вступа-ют в движение скорее из сочувствия, а не по убеждению. Не удиви-
191
тельно, что различные мотивы включения в деятельность движения служат причиной появления и разных видов связей, удерживающих людей в его структуре. Среди них есть и активисты, и последователи, и просто попутчики, и даже «свободные наездники», отдаленно сим-патизирующие ему, надеющиеся, что победа принесет выгоды и им. Такая, подобная луковице, структура становится особенно очевид-ной, когда движение сталкивается с неприятностями, подавляется или терпит поражение. В этих случаях внешние слои отпадают первы-ми. Активисты остаются и иногда позднее возрождают движение.
Однако простого привлечения в собственные ряды новых «рекру-тов» недостаточно, необходимо мобилизовать людей на коллектив-ные действия. Изучение социальных движений доказывает, что здесь огромное значение имеют харизматические лидеры: Иисус Христос, Будда, Магомет, Мартин Лютер Кинг, Лех Валенса, Вацлав Гавел и многие другие. Они сплачивают своих сторонников, заражают их сво-им энтузиазмом и вдохновляют на героические поступки. Руководя действиями людей, лидеры укрепляют и собственное положение. Та-ким образом, делается первый шаг к возникновению внутренней диф-ференциации и иерархической структуры движения. <...>
3. Это открывает следующую стадию в развитии движения: струк-турное совершенствование, которое проходит долгий путь от просто-го объединения людей до полностью сформировавшейся организации. Различаются четыре подпроцесса внутреннего морфогенеза.
(A) Сначала наблюдается постепенное возникновение новых идей, верований, кредо, «общего словаря надежды и протеста». Со време-нем некоторые движения развивают свое собственное, особое миро-восприятие.
(Б) Затем наступает институциализация новых норм и ценнос-тей, регулирующих функционирование движения и обеспечивающих критерии для критики внешних условий. Такова главная идея теории Тёрнера о «возникающих нормах». Следует заметить, что внутренние нормы и ценности могут также регулировать отношения с оппонента-ми, определяя «репертуар точек зрения» или тактику борьбы, которая предписывает, что дозволено, а что запрещено в обращении с оппо-нентами и противниками движения. Таким образом, во внутренней нормативной структуре движения различаются «этика солидарности» и «этика борьбы».
(B) Следующий подпроцесс — возникновение новой внутренней организационной структуры: новых взаимодействий, отношений, со-единений, обязательств. То, что Цюрхер и Сноу называют обязатель-ствами, применимо mutatis mutandis (с некоторыми изменениями) к любым другим межличностным связям в движении: «Этот феномен возникновения и взаимодействия должен быть развит самим движе-нием». «Конечный эффект построения внутренней структуры заклю-чается в появлении полностью оформленной организации социаль-