5. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.
6. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
7. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения от года и до семи лет. — М., 1992.
8. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. — М., 1949.
9. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М., 1996.
10. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
11. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М., 1971.
12. Дети с отклонениями в развитии / Под ред. М. С. Певзнер. — М., 1966.
13. Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии, 1977. - № 2.
14. Лупан С. Поверь в свое дитя. — М., 1993.
15. Масару Ибука. После трех уже поздно. — М., 1991.
16. Менчинская Н. А. Вопросы умственного развития ребенка. — М., 1970.
17- Мир детства. Дошкольник / Под ред. А. Г. Хрипковой. — М.,
1979. 18. Никитин Б. П. Развивающие игры. — М., 1985.
1
236________________________________Часть II. Детская практическая психолОГ|
19. Никитин Б. П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. — М., 1991.
20. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. — М., 1975.
21. Палагина Н. Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии, 1992. — № 5-6.
22. Раттер М. Помощь трудным детям. — М., 1987.
23. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.
24. Улъенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.
25. Флейвелл Д. Генетическая психология Ж. Пиаже. — М., 1967.
26. Чейпи Д. Готовность к школе. — М., 1992.
27. Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. — М, 1995.
раздел II
Поступление ребенка в школу
Глава 1. Психологическая готовность к школе
§ 1. Понятие «психологическая готовность к школе»
«Школьная зрелость» (schoolmaturity), «готовность к школе» (schoolreadiness) и «психологическая готовность к школе» — эти понятия используются в психологии для обозначения уровня психического развития ребенка, по достижении которого последнего можно учить в школе. Являются ли они синонимами? При самом общем рассмотрении на этот вопрос может быть дан утвердительный ответ, так как все эти понятия обозначают наличие у ребенка предпосылок к обучению в школе. Различия проявляются при анализе указанных предпосылок.
Термин «школьная зрелость» используется психологами, считающими, что развитие психики ребенка определяет возможности обучения. Поэтому, говоря о школьной зрелости, в основном имеют в виду функциональное созревание психики ребенка. Таким образом, функциональное созревание психики является здесь предпосылкой к обучению в школе.
Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный (HetzerH., 1936; KernA., 1951; StrebelС, 1957; JirasekJ„ 1970, 1978, и др.).
Об интеллектуальной зрелости судят по следующим признакам:
♦ дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;
♦ концентрация внимания;
♦ аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;
♦ логическое запоминание;
■ ♦ сенсомоторная координация;
♦ умение воспроизводить образец;
♦ развитие тонких движений руки.
238________________________________Часть II. Детская практическая психолг,г
Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальна зрелость в существенной мере отражает функциональное созреваци структур головного мозга.
Эмоциональная зрелость предполагает:
♦ уменьшение импульсивных реакций;
♦ возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
О социальной зрелости свидетельствуют:
♦ потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;
♦ способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.
Понятие «готовность к школе» неоднозначно. Существует множество работ (представленных большей частью американскими психологами), в которых под готовностью к школе понимается наличие у ребенка предпосылок к обучению в виде «вводных навыков» (см. Ана-стази А., 1982). Последние представляют собой необходимые для хорошего освоения школьной программы умения, знания, способности, мотивацию.
Другое понимание «готовности к школе» представлено в работах психологов, которые вслед за Л. С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие. Этот тезис позволяет им утверждать, что обучение можно начинать, когда задействованные в обучении психологические функции еще не созрели, а потому функциональная зрелость психики не рассматривается как предпосылка к обучению. Кроме того, авторы этих исследований полагают, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков, а определенный уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологические предпосылки к обучению в школе. В связи с этим считаем целесообразны!* последнее понимание «готовности к школе» обозначить как «психологическая готовность к школе», дабы отделить его от предыдущего.
Л. И. Божович (1968) рассматривает два аспекта психологической готовности к школе: личностную и интеллектуальную готовность.
При характеристике интеллектуальной готовности к школе акцент делается не на количественный запас представлений ребенка, а наур°~ вень развития его интеллектуальных процессов. С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Божович, ребенок интеллектуально готов к школе.
уОЛогическая готовность к школе____________________________________239
I'У--—"—'
ш он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления ок-ружающего мира.
днализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения ебной деятельностью, Д. Б. Эльконин (1981, 1989) и его сотрудники
первое место ставят:
У4' на
ф умение детей сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
» и умение ориентироваться на заданную систему требований.
К психологическим предпосылкам к обучению в школе необходимо отнести и качество речевого развития ребенка. Развитие речи тесно связано с развитием интеллекта и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Кроме того, применяемая сегодня методика обучения чтению основывается на звуковом анализе слов, что предполагает развитый фонематический слух.
Характеризуя личностную готовность к школьному обучению, прежде всего имеют в виду развитие мотивационной и произвольной сфер ребенка (Божович Л. И., 1968; Эльконин Д. Б., 1981, 1989; Сал-мина Н. Г., 1988, 1999; Кравцова Е. Е., 1991; Гуткина Н. И., 2000).
Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью. К ним относятся «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями» (Божович Л. И., 1972, с. 23).
Социальные мотивы учения, или широкие социальные мотивы учения связаны «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений» (Божович Л. И., 1972, с. 23-24).
Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения), и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович (1968) «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию она придавала °Чень большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника М°Жет выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Внутренняя позиция школьника, возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включиться
240________________________________Часть II. Детская практическая психолоГ|
в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или другими словами, произвольном поведении ученика.
Одной из предпосылок к школьному обучению является возникающее к концу дошкольного возраста (приблизительно к 7 годам) уме. ние ребенка соподчинять мотивы своего поведения и деятельности (БожовичЛ. И., 1968).
Произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. «Функция контроля еще очень слаба и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения» (Эльконин Д. Б., 1978, с. 287).
Д. Б. Эльконин и его сотрудники в качестве предпосылок, необходимых для успешного овладения учебной деятельностью, рассматривают умения ребенка, возникающие на основе произвольной регуляции действий:
♦ умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
♦ умение ориентироваться на заданную систему требований;