Смекни!
smekni.com

Творческое мышление 3 (стр. 5 из 11)

Подобные идеи, как правило, оказываются и фун­даментальными, т. е. служат основой, базой, фундамен­том для теорий, исследований, для генерирования других идей,

Для того чтобы возникла мысль, необходимо возбуж­дение по крайней мере двух хранящихся в мозгу моде­лей. Их сопоставление и есть реальное содержание мысли. Еще И. М. Сеченов отметил, что «у всех народов всех веков, всех племен и всех ступеней умственного раз­вития словесный образ мысли в наипростейшем всегда сводится... на трехчленное предложение» 12. Его обяза­тельные составные части — подлежащее, сказуемое и связка. Это замечание Сеченова хорошо согласуется с той концепцией мышления, которая вытекает из теории ней­ронных моделей.

Мысль, или идея, — это не нейронная модель, а движе­ние, последовательная активация и сопоставление моде­лей. Нейронная модель материальна, а мысль, как и дви­жение, нельзя назвать материальной.

Мозг облекает любую мысль в ту или иную конкрет­ную кодовую форму, причем разные люди обладают не­одинаковой способностью пользоваться зрительно-прост­ранственным кодом, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и др. Способность манипулировать с данным типом символов можно совершенствовать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность к использованию тех или иных ! кодов информации.

Задача развития творческих способностей не только jв том, чтобы увеличить число кодов, привычных для дан­ного человека (у людей, склонных к зрительно-простран­ственному мышлению, вырабатывать навыки манипули- рования математическими символами). Нужно помочь каждому «найти себя», т. е. понять, какие символы, ка­кой код информации для пего доступен и приемлем. Тогда мышление будет максимально продуктивным и до­ставит ему высшее удовлетворение.

Способ кодирования информации должен гармонически соответствовать содержанию и структуре отображаемых явлений. Дифференциальные уравнения — наиболее под­ходящий метод описания движений планет. Тензорное исчисление хорошо передает явления в упругих телах, а электрические цепи удобнее описывать с помощью функций комплексного переменного.

По-видимому, в искусстве и литературе различные j«коды» служат для передачи разного содержания: «Я дажё верю, что для разных форм искусства существуют и со-/ ответственные им ряды поэтических мыслей, так что одна мысль не может никогда быть выражена в другой, не соответствующей ей форме» .

Генерирование идей осуществляется мозгом в конкретных кодах. Если человек склонен к использованию зрительно-образных представлений, то говорят о зритель-ном воображении. Преобладание акустически образных представлений свидетельствует о музыкальной фантазии. Склонность к освоению действительности в словеснообразной форме характеризует поэтическую фантазию и т. д. Само по себе это еще не делает человека худож­ником, композитором или поэтом. Эти профессии требуют целого комплекса способностей, навыков, а также личност­ных качеств, которые помогают реализации способно­стей.

Фундаментальные законы переработки информации мозгом неизменны, но способ кодирования накладывает печать и на форму внешнего выражения результатов, и на выбор объекта, а если смотреть шире, — на выбор содержательной области мышления. Счастливое совпадение индивидуальных особенностей мышления со структурой проблем, стоящих перед наукой в данный период вре­мени, — по-видимому, одно из необходимых условий проявления научного гения.[3, с.32-34]

Способность предвидения. Способность к мышлению, к ге­нерированию идей неотделима от свойства человеческого ума, которое именуется фантазией или воображением. Сейчас принято различать три типа воображения.

Логическое воображение выводит будущее из насто* ящего с помощью логических преобразований. Критиче­ское воображение ищет, что именно в современной тех­нике, системе образования, общественной жизни и т. д. несовершенно и нуждается в изменении. Наконец, твор­ческое воображение рождает принципиально новые идеи, а также представления, не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на элементы ре­альной действительности. Творческому воображению при­надлежит решающая роль в развитии общества.

Стремление заглянуть в будущее и мысленно вообра­зить его обусловлено самой природой мыслительного про­цесса, поэтому оно издревле присуще человеку и выражалось не только в науке и мифотворчестве. С давних пор предсказание будущего выделилось в весьма почитаемую, хотя и небезопасную профессию прорицателя (ныне эту общественную функцию выполняют футурологи).

Человек моделирует в мозгу, т. е. мысленно, цепь со­бытий, объединенных причинной связью. При этом он использует прошлый опыт, ибо закономерности могут быть обнаружены лишь в повторяющихся явлениях. Таким пу­тем предугадывается заключительное звено моделиру­емой цепи событий.[3, с.34]

Беглость речи. Легкость формулирования необходима, чтобы облечь мысль в слова. Ее можно выразить и дру­гим кодом, например аналитически (формулой) или гра­фически, но словесноречевой код — самый универсальный,

В каких бы символах ни откристаллизовалась идея, ее необходимо перевести в словесный код. Изложение ре­зультатов на бумаге необходимо не только для «комму­никации» или обнародования. Это и своеобразная крити­ческая операция, вскрывающая логические неувязки, ме­тодологические огрехи, теоретические просчеты. Идея, которая в момент зарождения казалась блистательной, после изложения словами на бумаге может сильно по­тускнеть.

Бойкость речи иногда ошибочно принимают за легкость генерирования идей. Дело в том, что логические операции во второй сигнальной системе протекают пре­имущественно как действия со словами. Поэтому логиче­ское мышление испытывает влияние фиксированной син­таксической структуры языка (в отличие от образного мышления). Связь синтаксиса с мыслительными процес­сами делает возможным следующее явление. Синтакси­чески правильные тексты порою лишены всякого смысла и все-таки создают видимость содержания.; Такие тексты проникают не только в гуманитарные, но и в естественно­научные журналы. О них нельзя даже сказать, верны они или ложны — они просто бессодержательны. Однако без­упречная грамматическая форма изложения маскирует пустоту. Любопытно, что процесс перевода такого текста на другой язык сразу же обнажает смысловой вакуум.

Бойкость при отсутствии мыслей проявляется также в музыке, танце, живописи — техника выражения есть, но выразить человеку нечего. Недаром в старинном ру­ководстве по риторике первое правило красноречия фор

мулировалось так: «Ежели тебе нечего сказать — молчи». Способность к доработке. Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завер­шение начатого, а именно способность к доработке дета­лей, к мучительной и кропотливой доводке, к совершенст­вованию первоначального замысла. мелочи создают совершенство, а совершенство — не мелочь», — писал Ми­кельанджело.

Едва ли нужно объяснять, насколько важна эта спо­собность, позволяющая довести работу до такого уровня, когда она приобретает универсальную значимость и об­щественную ценность. Один только замысел, каков бы ни был его размах, как правило, не получает признания. «Во всяком практическом деле идея составляет от 2 до 5%, а остальные 98—95%—это исполнение», — считал математик и кораблестроитель академик А, Н. Крылов 14, Перечисленные выше слагаемые творческой одарен­ности по сути не отличаются от обычных мыслительных способностей. Понятия «мышление» и «творчество» за­частую противопоставляют. Но такая позиция приводит к грубой методологической ошибке, заставляя признать, что для творческих личностей должны быть особые психо­логические законы.. На самом же деле элементарные спо­собности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены (сильнее или слабее) и по-разному сочетаются между собой. Например, сочетание зоркости в поисках проблем, гибкости интеллекта, легкости гене­рирования идей и способности к отдаленному ассоцииро­ванию проявляет себя как нестандартность мышления, которую издавна считают непременной составной частью таланта. [3, с.35-36]

Способности и творческий потенциал. Обратимся к авто­биографическим запискам Чарльза Дарвина, в которых содержатся сведения о структуре его умственных способ­ностей.

Дарвин не просто внес крупный вклад в науку — он совершил в ней подлинный переворот, изменив в корне взгляды людей на органический мир. Человек, добив­шийся таких результатов, должен был обладать выда­ющимися чертами ума и характера. Однако сам Дарвин оценивал себя очень скромно: он считал, что ему присущи следующие качества: «Любовь к науке, безгранич­ное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочная доля здравого смысла. Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам».

Эта оценка была вполне искренней.

К счастью, кроме общей оценки, Дарвин подробно описал отдельные характеристики своего умственного и душевного склада. По-видимому, «зоркость в поисках проблем» была присуща ему в огромной мере. «Я превос­хожу людей среднего уровня, — писал он, — в способности замечать вещи, легко ускользающие от внимания, и под­вергать их тщательному наблюдению».

Дарвин рассказывает и о других особенностях своего мышления: «Я неизменно старался сохранить свободу мысли, достаточную для того, чтобы отказаться от любой, самой излюбленной гипотезы (а я не могу удержаться от того, чтобы не составить себе гипотезу по всякому во­просу), как только окажется, что факты противоречат ей».